Бизнес-партнерство
 
 КрАЗавец-завод

КрАЗавец-завод

Красноярский алюминиевый завод — один из крупнейших мировых производителей алюминия: проектная мощность КрАЗа составляет миллион тонн в год. Первый металл здесь был получен 30 апреля 1964 года, слиток пронесли на первомайской демонстрации. В 1993 году предприятие было акционировано, а в 2000-м стало частью компании «Русский алюминий», которая в настоящее время известна как ОК «РУСАЛ». По данным ее отчета за 2022 год, на долю КрАЗа приходится 27% российского и 3% мирового алюминиевого производства.

Красноярский «ЭкоСодерберг»

Завод находится в черте Красноярска — на улице Пограничников, и экологическая составляющая его производственных процессов крайне важна для горожан. В 2004 году на КрАЗе началась масштабная экологическая модернизация, которую разделили на несколько этапов. Одной из главных ее составляющих стал перевод электролизеров на технологию «Экологический Содерберг», разработанную инженерно-технологическим центром РУСАЛа и названную так в память о норвежском химике Карле Вильгельме Сёдерберге (предложенный им в 1918 году новый способ получения алюминия позволил значительно увеличить объемы производства этого металла). В результате за 2011–2020 годы суммарные выбросы завода снизились на 13,7%, гидрофторида — на 30%.

Наряду с этим была увеличена эффективность газоочистного оборудования на прокалочных комплексах, производящих анодную массу. Также КрАЗ перешел на использование нового сырья для ее приготовления — гибридного пека со сниженным содержанием смолистых веществ. Улучшить же работу системы очистки газов в процессе охлаждения прокаленного кокса помогла замена электрофильтра.

Кроме того, на заводе был создан экспериментальный участок для испытания технологии инертного анода, признанной революционным экологическим решением в металлургии.



Новый этап на пути к зеленому алюминию

Пока метод получения алюминия с помощью инертных анодов проходит опытно-промышленные испытания, на КрАЗе начат переход с технологии «ЭкоСодерберг» на электролиз с применением обожженного анода. В октябре 2023 года проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы России.

На месте одиннадцати демонтированных старых производственных зданий возведут два равных им по мощности современных корпуса, где разместят новейшие электролизеры РА-550. Эти уникальные устройства, также разработанные инженерами РУСАЛа, отличаются высокой энергоэффективностью и почти полной герметичностью. В отличие от текущей практики, когда аноды постепенно обжигаются внутри электролизеров, что приводит к выделению бензопирена, после перестройки КрАЗа электроды станут предварительно обжигать на специальной анодной фабрике. Это позволит удалять летучие вещества еще до установки анода в электролизер и, помимо экологического, даст экономический эффект: потребление электроэнергии снизится примерно на 15%. По новой технологии будет работать половина заводских производств, что исключит выбросы бензопирена и на две трети уменьшит выбросы фторидов. В целом по заводу снижение выбросов фтора составит 39%, бензопирена — 45%.

Минувшей весной на площадке строительства нового КрАЗа развернулись активные подготовительные работы. Подрядчики собирали необходимую технику, в частности крупные мостовые краны, каждый из которых весит более девяноста тонн. Продолжалась сборка анодных узлов для электролизеров: в соответствии с количеством последних таких устройств потребуется 352 единицы.

Сейчас на заводе ведется демонтаж старых построек. Недавно, чтобы очистить пространство для новых корпусов электролиза, снесли недействующую азотно-кислородную станцию. Согласно проекту сначала будет построена половина каждого корпуса. Параллельно с пуском новых электролизеров начнется отключение старых мощностей. На освободившихся площадях появятся склады, вспомогательные объекты. Также в ходе благоустройства территории планируется создать здесь парк.

У РУСАЛа уже есть успешный опыт строительства производств, работающих по технологии предварительно обожженных анодов. Такие заводы действуют в поселке Таежный Богучанского района Красноярского края и в Тайшете Иркутской области.

Общая сумма инвестиций РУСАЛа в реализацию проекта оценивается в сто миллиардов рублей. Всего предполагается построить и реконструировать почти сто двадцать объектов, их суммарная площадь составит 239 тысяч квадратных метров. Ожидается, что первый металл на новом производстве будет получен в 2027 году.

Модернизация КрАЗа не только улучшит производственные показатели, но и значимо повысит экологическую безопасность предприятия, что станет еще одним важным шагом к устойчивому и ответственному производству алюминия в России.



От пробивки корки до уборки

Наряду с кардинальной перестройкой производства на заводе поэтапно обновляют парк специализированной техники. Весной этого года старые бобкэты в корпусах электролиза начали менять на новые погрузчики и многофункциональные машины. К началу августа сюда поступило шесть новых единиц спецтехники китайских производителей: пять мини-погрузчиков Zoomlion и один погрузчик марки XCMG. В ближайшее время электролизные корпуса завода получат еще четыре машины Zoomlion. Пока вся новая техника проходит стадию технической подготовки.

Обновление технического парка КрАЗа — это часть программы модернизации завода и механизации труда, — пояснил управляющий директор АО «РУСАЛ Красноярск» Евгений Курьянов. — Машины многофункциональны в работе, что особенно важно для наших специалистов. На заводе трудится более четырех тысяч человек, и наша задача — обеспечить для них комфортные и безопасные условия.

Новые погрузчики оснащены двойной системой фильтрации воздуха, они имеют современную кабину с кондиционером и камерой заднего вида. Такая техника способна выполнять множество операций — от пробивки корки электролита до уборки территории завода.

Всего на КрАЗ, как планируется, будет поставлено сорок пять новых машин.

Текст: Сергей КАЙНЕТДИНОВ (по материалам АО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод»)
Фото: МКПАО «ОК РУСАЛ»/АО «РУСАЛ Красноярск»
 
 
 

Связанные материалы

наверх