Бизнес-партнерство
 
 Скорость и экологичность

Скорость и экологичность

«Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения». Эти слова Франца фон Герстнера, строителя первой железной дороги в Российской империи, и сегодня не теряют актуальности. Оператором отечественной сети железнодорожных магистралей выступает ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), объединяющее в своей структуре территориальные филиалы, перевозочные компании, проектные бюро и имеющее целый ряд дочерних и зависимых обществ, а также зарубежных представительств.

Повысить конкурентоспособность в глобальном масштабе

Холдинг активно осваивает и внедряет новейшие отраслевые разработки: строит умные вокзалы, готовится ввести в действие беспилотные электрички и экологически чистые гибридные локомотивы. По данным журнала «Эксперт», в интегральном рейтинге крупнейших отраслевых компаний мира, учитывающем протяженность сети, парк подвижного состава, грузо- и пассажирооборот, выручку, численность персонала, РЖД уверенно занимает второе место.

Эксплуатационная длина железных дорог холдинга насчитывает 85,6 тысячи километров, при этом электрифицированные линии протянулись на 43,8 тысячи километров. Подвижной состав РЖД включает в себя более 166 тысяч грузовых вагонов всех типов, около 18 тысяч пассажирских вагонов дальнего следования и свыше 12 тысяч пассажирских вагонов пригородных поездов.

Только в течение первой половины 2021 года услугами Российских железных дорог воспользовались 504 миллиона пассажиров (на 32,2% больше, чем в январе – июне 2020-го, когда было перевезено 381,3 миллиона человек). В сегменте грузоперевозок также наблюдалась положительная динамика, хотя разница оказалась не столь заметна: объем погрузки составил 632,7 миллиона тонн в течение первых шести месяцев этого года против аналогичного прошлогоднего показателя 605,1 миллиона тонн (+4,6%). Тарифный грузооборот с начала года достиг уровня 1 302,8 миллиарда тарифных тонно-километров (+5,2%), а с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии — 1 643 миллиарда (+4,6%).

Для повышения эффективности функционирования отечественных магистралей тринадцать лет назад была принята Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Первый этап ее реализации охватывал 2008-2015 годы и предусматривал последовательное обновление действующих мощностей и начало строительства новых железнодорожных линий. Результатом второго этапа, рассчитанного на следующие полтора десятилетия, должно стать динамичное расширение дорожной сети. В итоге предполагается создать инфраструктурные условия для появления новых точек экономического роста в стране, вывести отечественный железнодорожный транспорт на мировой уровень технологического и технического развития и повысить его конкурентоспособность в глобальном масштабе.

Цифровые сервисы определили появление среди наших клиентов почти трехсот новых предприятий, в основном малого и среднего бизнеса, которые ранее никогда не пользовались услугами железной дороги. Эта категория клиентов для нас особенно важна. При доле всего 16% в объеме перевозок их вклад в доходные поступления РЖД составляет 46%. Считаю необходимым сделать особый акцент на развитии сервисов в этом сегменте. Это одна из ключевых задач на 2021 год

Олег Валентинович БЕЛОЗЁРОВ,
генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» (из доклада «Об итогах производственно-финансовой деятельности ОАО „РЖД“ за 2020 год и приоритетных целевых задачах на 2021 год»)

Железнодорожные светофоры станут виртуальными

Для дальнейшего повышения эффективности функционирования отечественных железных дорог специалисты РЖД осваивают передовые методы работы и внедряют новое оборудование. К примеру, существенно увеличить пропускную и провозную способность действующих линий позволяют технологии интервального регулирования движения поездов.

Чтобы соблюдать минимально возможную по условиям безопасности движения дистанцию между поездами, была разработана отечественная система автоблокировки с подвижным блок-участком. При ее использовании не нужны светофоры, так как машинист руководствуется расстоянием до последнего вагона впереди идущего состава: установленное там устройство (его можно назвать виртуальным светофором) передает сигнал составу, идущему следом. Координация режимов ведения локомотивов при этом происходит по защищенному цифровому радиоканалу. В результате интервал попутного следования сокращается вдвое: с десяти до пяти минут.

В настоящее время такая система внедрена на участках Слюдянка-1 – Большой Луг и Яблоновая – Лесная Восточного полигона. На первом из них благодаря новшеству пропускная способность пути увеличилась до двадцати пар поездов в сутки.

О планах внедрения соответствующих технологий на сети отечественных магистралей рассказал генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров в ходе недавнего совещания в Главном центре управления Российскими железными дорогами. Помощник Президента РФ Игорь Левитин назвал представленные инновации «поистине прорывными» и отметил, что государство заинтересовано в поддержке подобных проектов.

В 2022–2023 годах интервальное регулирование движения поездов планируется наладить на участках Находка-Восточная – Хабаровск-II – Белогорск, Слюдянка-I – Улан-Удэ и Иркутск – Большой Луг, в 2023–2024-м — на участках Улан-Удэ – Карымская – Чернышевск-Забайкальский и Могоча – Белогорск, в 2024–2025-м — на отрезках Большой Луг – Иркутск – Тайшет – Мариинск и Чернышевск-Забайкальский – Могоча.

— Мы получим эффект за счет того, что на действующей инфраструктуре сможем пропускать больше поездов, — констатировал Олег Белозёров. — Соответственно, снизятся наши затраты на содержание и капитальное строительство, но для этого необходимо обеспечить высокое качество используемых элементов инфраструктуры, повысить надежность локомотивов.


Обновление подвижного состава

В 2021 году Российские железные дороги направят на обновление подвижного состава более 120 миллиардов рублей. Об этом на февральском итоговом заседании правления компании заявил глава совета директоров Андрей Белоусов. Отметим, что за последние пять лет РЖД приобрели около трех тысяч новых локомотивов на общую сумму порядка 426 миллиардов рублей, снизив таким образом уровень износа своего локомотивного парка с 78 до 59%.


В ходе состоявшегося 16 июля этого года заседания совета по взаимодействию ОАО «РЖД» с предприятиями транспортного машиностроения Олег Белозёров призвал производителей придерживаться принятого год назад на прошлом заседании принципа обеспечения абсолютной безотказности локомотивов в эксплуатации, в том числе за счет резервирования основных узлов. Также руководитель железнодорожного холдинга обратил внимание на необходимость сокращения сроков разработки и пуска новой техники в производство.

— Заказы РЖД обеспечивают стабильную загрузку производственных мощностей и позволяют машиностроительным предприятиям инвестировать средства в создание новых технических решений, — подчеркнул Олег Белозёров. — Очень важно, чтобы началось скорейшее серийное производство новых двигателей, снижалась доля импортных комплектующих.

Выполняя решения, принятые на предыдущих заседаниях совета, компания уже перешла на закупку локомотивов только по контрактам жизненного цикла. Как сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник дирекции тяги Олег Валинский, поставляемые локомотивы принимаются на обслуживание производителями, которые аналогично строят взаимоотношения со своими поставщиками комплектующих. Между РЖД и сервисными компаниями создается доверенная среда для обмена информацией о текущем техническом состоянии подвижного состава. Рассматривается модель превентивной диагностики отдельных узлов локомотивов. Заводы-изготовители создают региональные центры сопровождения новой техники. Совместно с производителями развернута работа над созданием экологически чистых локомотивов и повышением уровня цифровизации разрабатываемого подвижного состава.

Специалисты РЖД подготовили сбалансированную среднесрочную программу обновления локомотивного парка с учетом обеспечения оптимальной загрузки машиностроительных предприятий. Наряду с этим были сформулированы технические и эксплуатационные требования к перспективному тяговому подвижному составу на период до 2030 года. В соответствии с ними уже начато создание ряда новых локомотивов, в частности магистральных грузовых тепловозов 2ТЭ35А и 2ТЭ30А, предназначенных для Восточного полигона. В их конструкции планируется использовать отечественные комплектующие, в том числе асинхронные тяговые двигатели. К 2025 году должны быть созданы модификации для работы на природном газе. 

Между производителем железнодорожной техники — АО «Синара – Транспортные Машины» — и ОАО «РЖД» достигнута договоренность о поставке двухсот двухсекционных 2ТЭЗ5А до 2031 года и строительстве инфраструктуры для их обслуживания на Дальневосточной и Восточно-Сибирской железных дорогах. Как предусмотрено, опытная эксплуатация первых двух тепловозов начнется в 2022 году. Серийный выпуск 2ТЭ35А будет осуществлять ООО «Уральские локомотивы» (входит в Группу Синара) в городе Верхней Пышме Свердловской области. Благодаря установке асинхронного тягового двигателя АТД1000 тепловозы смогут везти тяжеловесные поезда массой до 7 100 тонн.

Кроме того, в рамках ХХIV Петербургского международного экономического форума ОАО «РЖД», АО «РОСНАНО» и АО «Группа Синара» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере разработки магистральных локомотивов с использованием силовой установки на базе электрохимических водородных топливных элементов совместно с литий-ионными аккумуляторными батареями.


На полях ПМЭФ-2021 было заключено соглашение о разработке локомотивов на водородных топливных элементах

Движется к завершению разработка газопоршневого локомотива ТЭМ29. Также продолжается реализация проектов производства новых грузовых электровозов 2ЭС9 и 2ЭС6К — для эксплуатации на линиях переменного и постоянного тока соответственно, а для работы на пассажирских станциях создается контактно-аккумуляторный маневровый электровоз ЭМКА2.

Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам ОАО «Российские железные дороги»)
Фото: ОАО «РЖД», АО «Синара – Транспортные Машины»
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх