
Цифра для безопасного мореходства
ФГУП «Росморпорт» — стратегически значимое предприятие портовой отрасли России, созданное постановлением Правительства РФ в 2003 году в рамках совершенствования государственного управления отечественными морскими торговыми и специализированными портами. Его главные задачи — эффективная эксплуатация федерального имущества на таких объектах и обеспечение безопасности мореплавания в портовых акваториях и на подходах к ним. Предприятие обладает служебно-вспомогательным флотом из двухсот восьмидесяти судов и активно развивает свою цифровую инфраструктуру.
Пятая импортозамещенная СУДС…
Пятой в стране системой управления движением судов, функционирующей полностью на отечественном программном обеспечении, стала СУДС в Петропавловске-Камчатском. Недавно ФГУП «Росморпорт» завершило начатую в феврале прошлого года работу над ее вводом в опытную эксплуатацию, что стало важным этапом в развитии критической информационной инфраструктуры России. Решение предложила IT-компания АО «Ситроникс», разработавшая и внедрившая систему обработки, отображения и регистрации информации СУДС «СиТрафик» и систему для хранения сведений о дислокации и движении судов «СиПорт». Оба продукта внесены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
В минувшем мае рабочая группа ФГУП «Росморпорт», возглавляемая заместителем генерального директора Сергеем Симоновым, посетила Петропавловский филиал для проверки выполненных работ. Было подтверждено соответствие нового ПО требованиям Минтранса России. СУДС обеспечивает гарантированное обнаружение и устойчивое сопровождение судов в Авачинской губе и на подходах к ней.
Ранее ФГУП «Росморпорт» завершило перевод на отечественное программное обеспечение СУДС в Архангельске, Махачкале, Астрахани и Сочи и сейчас продолжает работать над переоснащением других систем, находящихся в его ведении.
…и лоцманская информационная система на российском ПО
В начале апреля этого года ФГУП «Росморпорт» объявило о вводе в промышленную эксплуатацию информационной системы обеспечения лоцманской деятельности (ИСОЛД) в Большом порту Санкт-Петербург, а также портах в Астрахани и селе Оля Лиманского района Астраханской области. Как и перевод на российское ПО системы управления движением судов, данный проект был реализован в рамках работы Индустриального центра компетенций «Морской и речной транспорт».
Выступая с докладом на X ежегодном форуме «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», заместитель начальника управления цифрового развития ФГУП «Росморпорт» Анна Стригунова отметила две основные задачи, поставленные перед разработчиком — ООО «Интеллектика Консалтинг». Это импортозамещение иностранного программного обеспечения Transas Pilot Pro и создание комплексной системы для совместной работы лоцманов, диспетчеров и экономических служб, обрабатывающих лоцманские квитанции. ИСОЛД позволяет автоматизировать процесс лоцманской проводки и осуществлять мониторинг в режиме реального времени.

Уже сейчас можно отметить, что отечественное ПО показывает стабильность работы. Также мы получаем положительные отзывы лоцманов, — сообщила Анна Георгиевна.
Технически ИСОЛД состоит из нескольких компонентов. Прежде всего это программно-аппаратный комплекс, включающий индивидуальные лоцманские планшеты со специализированным приложением.
Лоцман получает планшет, на котором видит расположение судна, видит, где оно находится относительно берега, мелей, причалов, буев, других судов, — рассказал заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергей Симонов на демонстрационном дне индустриальных центров компетенций на транспорте «Движение в будущее: перезагрузка транспорта через технологии и экспорт». — Система подсказывает оптимальную траекторию движения к выбранной цели с учетом метеообстановки, течений и других важных факторов.
Береговая часть ИСОЛД — веб-приложение диспетчера, позволяющее вести план судозаходов и ставить задачи на проводку. Сервер же мониторинга и анализа данных полезен при планировании проводок и расследовании аварийных случаев.
ИСОЛД интегрирована с системой расчета портовых сборов и ситуационным центром ФГУП «Росморпорт», что обеспечивает непрерывную передачу информации для построения отчетов о загруженности лоцманов и др. В дальнейшем планируется подключить к единой системе все филиалы предприятия, а также интегрировать ИСОЛД с порталом оказания услуг для облегчения подачи заявок на лоцманские проводки. Кроме того, предполагается на базе полученных треков проводок и накопленной в системе информации создать модель для расчета оптимальных маршрутов для разных типов судов.
Фото: ФГУП «Росморпорт»


















