Бизнес-партнерство
 
 В оптимальном режиме

В оптимальном режиме

Оператор отечественных магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» и его дочерние общества осуществляют транспортировку 82% добываемой в России нефти. Общая длина трубопроводов системы «Транснефть» превышает 67 тысяч километров. Суммарный объем резервуаров составляет 24 миллиона кубометров. Перекачку сырья осуществляют свыше 500 насосных станций.

Последствия новой сделки ОПЕК+

После сложного прошлого года компания постепенно восстанавливает объемы транспортировки нефти и нефтепродуктов. Во втором квартале этого года среднесуточная перекачка сырья увеличилась на 4,9% по сравнению с уровнем первых трех месяцев и на 3,8% опередила показатель второго полугодия 2020-го.

Вместе с тем из-за сокращения объемов добычи жидких углеводородов в России в рамках соглашения ОПЕК+, заключенного 12 апреля 2020 года, операционные результаты ПАО «Транснефть» остаются ниже тех, которые были год назад. В минувших январе – июне по системе трубопроводов компании было перекачано 217,6 миллиона тонн нефти и 19,2 миллиона тонн нефтепродуктов (на 5,1% и 2,5% меньше аналогичных прошлогодних показателей). В частности, для транспортировки было принято 17,1 миллиона тонн дизельного топлива, миллион тонн автобензина и 0,9 миллиона тонн керосина.

Объемы поставки сырья на российские НПЗ почти не изменились и составили 118,6 миллиона тонн (+0,1%), а объемы поставок на внутренний рынок нефтепродуктов выросли до 4,6 миллиона тонн (+7%). На экспорт в дальнее зарубежье было отправлено 91,6 миллиона тонн нефти (–13,3%). Экспортные поставки нефтепродуктов достигли 14,6 миллиона тонн (–5,2%), что составило 76% от объема транспортировки.

ЕСДУ: структурная перестройка диспетчерского контроля и управления

В рамках технического перевооружения дочерние предприятия ПАО «Транснефть» внедряют единую систему диспетчерского управления (ЕСДУ) магистральными нефтепроводами. К разработке ее концепции компания приступила в 2011 году. Были определены основные задачи: укрупнение диспетчерских пунктов, перевод программного и технического обеспечения на новую современную платформу, внедрение дополнительных инструментов, позволяющих снять лишнюю нагрузку с диспетчерского персонала.

О проведенной работе начальник отдела информационно-технологических систем управления АСУ ТП департамента информационных технологий ПАО «Транснефть» Анатолий Кузьмин рассказал журналу «ТТН»:

— Мы долго подбирали основу для обновления эксплуатируемых на тот момент систем диспетчерского контроля и управления — программную платформу, на которой должна строиться новая система. Наши специалисты ознакомились с зарубежным опытом крупнейших трубопроводных компаний, определили требования, которым должен был отвечать новый программный продукт, и, ориентируясь на них, выбрали оптимальный и наиболее приемлемый для компании вариант. Это промышленная система SCADA для построения сложных распределенных систем управления, позволяющая обрабатывать большое количество параметров с полевых устройств (от 50 до 500 тысяч в различных ОСТ, более 10 тысяч изменений параметров в секунду). Однако программная платформа выступает лишь в роли конструктора, на основе которого разрабатывается ЕСДУ.

Пилотный проект был реализован на базе АО «Транснефть – Верхняя Волга» в декабре 2018 года. В настоящее время идет тиражирование системы, которое планируется завершить к 2022 году.

С начала марта 2020-го преимуществами ЕСДУ пользуется ООО «Транснефть – Порт Козьмино». Она обеспечивает контроль процесса перекачки нефти на участке трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан в Приморском крае и отгрузки сырья в танкерный флот у причалов предприятия. Работа над модернизацией и техническим перевооружением системы управления в порту заняла почти год. Практически полностью был переоборудован территориальный диспетчерский пункт «Козьмино».

— Использование системы позволяет оперативно реагировать на недопустимые изменения параметров перекачки, обращаться к архивам данных для анализа работы нефтепровода. Кроме того, единая система призвана обеспечить полный контроль за проведением технологических переключений и товарно-коммерческих операций, — отметил заместитель главного инженера по АСУ ТП и ИТ ООО «Транснефть – Порт Козьмино» Роман Петрашенко.

В этом году ООО «Транснефть – Восток» ввело в промышленную эксплуатацию ЕСДУ, которая позволяет управлять технологическим оборудованием трубопроводов Омск – Иркутск и Красноярск – Иркутск протяженностью полторы тысячи километров в Иркутской области с основного территориального диспетчерского пункта (ТДП) Братска и резервного ТДП. Данные передаются в центральный диспетчерский пункт ПАО «Транснефть».

Также к промышленной эксплуатации ЕСДУ приступило АО «Транснефть – Прикамье». Оперативное управление магистральными нефтепроводами предприятия централизовано в ТДП Казани. Ранее оно производилось из диспетчерских пунктов районных нефтепроводных управлений.


Повышение надежности систем телемеханики

Недавно АО «Транснефть – Западная Сибирь» после восемнадцати месяцев работ завершило техническое перевооружение системы телемеханики участка магистрального нефтепровода Игольско-Таловое – Парабель длиной 140 километров в Томской области. На восьми пунктах контроля и управления были смонтированы кабели, шкафы телемеханики в блок-боксах, оборудование контрольно-измерительных приборов и автоматики, щиты станции управления, колодцы трубопровода. Предыдущее оснащение выработало нормативный срок эксплуатации.

Система телемеханики позволяет собирать с подконтрольных пунктов, обрабатывать и передавать диспетчеру информацию о состоянии технологического оборудования и параметрах его работы. Полученные данные используются для автоматизированного контроля объектов линейной части и дистанционного управления ими.

— На сегодняшний день магистральные трубопроводы в зоне ответственности предприятия оснащены более чем тремястами контролируемыми пунктами с системой линейной телемеханики. Это дает возможность диспетчерскому персоналу в режиме реального времени управлять запорной арматурой, а также своевременно реагировать на возможные отклонения в производственных процессах, — пояснил главный инженер АО «Транснефть – Западная Сибирь» Артём Фёдоров.

Оборудование было обновлено в рамках программы технического перевооружения и реконструкции структурных объектов предприятия.

Текст: Владимир КУЗЬМИН (по материалам ПАО «Транснефть»)
Фото: ПАО «Транснефть»/ООО «Транснефть – Восток», АО «Транснефть – Прикамье»
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх