Бизнес-партнерство
 
 Здесь рождаются суперджеты

Здесь рождаются суперджеты

Двадцать лет назад, 25 мая 2000 года, для создания и продвижения новых образцов авиалайнеров гражданского назначения было создано ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (с июня 2015 года действовало в статусе акционерного общества). Долгое время компания входила в структуру ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Основным проектом ГСС стала программа, связанная с разработкой, производством, продажей и техническим обслуживанием лайнера «Сухой Суперджет 100» (Sukhoi Superjet 100, SSJ-100). В 2016 году было объявлено о начале корпоративной трансформации ОАК и предстоящем формировании четырех дивизионов — по созданию гражданской, военной, транспортной и специальной авиационной техники. После принятия решения об объединении гражданских авиастроительных структур на базе ПАО «Корпорация «Иркут» АО «ГСС» было присоединено к последнему 17 февраля 2020 года на правах филиала.

Деятельность ГСС началась с проектирования пассажирского самолета, который получил название Russian Regional Jet (RRJ). Он предназначался для эксплуатации на линиях протяженностью до трех тысяч километров в базовой комплектации и до четырех с половиной тысяч километров — в комплектации LR (для полетов увеличенной дальности). К реализации проекта были подключены НПО «Сатурн» (сегодня — «ОДК-Сатурн»), Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина, французская двигателестроительная компания Snecma и американская корпорация Boeing.

В 2003 году эксперты Российского авиационно-космического агентства (ныне — Госкорпорация «Роскосмос») рассмотрели на конкурсной основе проекты новых отечественных гражданских авиалайнеров: М-60-70 Экспериментального машиностроительного завода имени В.М. Мясищева, Ту-414 компании «Туполев» и RRJ-75 разработки ГСС. Последний был признан победителем. Годом позже появилась его модификация RRJ-95B, которая получила коммерческое название Sukhoi Superjet 100. Официальная презентация воздушного судна состоялась в сентябре 2007 года, в небо оно поднялось в мае 2008-го, а с апреля 2011-го начало эксплуатироваться на регулярных рейсах. Суперджет стал первым отечественным гражданским самолетом, принятым в производство после распада СССР.

В 2015 году стартовала разработка новой модификации лайнера — SSJ-100SV, способной при взлетной массе немногим более пятидесяти пяти тонн перевозить до ста двадцати пассажиров. Машина будет иметь удлиненный фюзеляж, более мощный, чем у предшественника, двигатель (PowerJet SaM146-1S18) и крылья с улучшенными аэродинамическими характеристиками. Начало ее коммерческой эксплуатации намечено на 2020 год.

В минувшем феврале ГСС начали испытания установки охлаждения воздуха (УОВ) российского производства, которой планируется оснастить импортозамещенную модификацию суперджета — SSJ-NEW. Это основной агрегат системы кондиционирования, отвечающей за три важнейших процесса: подачу свежего воздуха для дыхания людей и поддержания нормального уровня давления в полете, вентиляцию отсеков самолета и регулирование температуры в кабине экипажа и в салоне. УОВ охлаждает горячий воздух, поступающий от двигателей или вспомогательной силовой установки воздушного судна, чтобы обеспечить комфортные условия на борту.

— Это один из важных элементов и этапов при реализации проекта версии самолета SSJ100 — SSJ-NEW. Наша цель — импортозамещение систем, уменьшение стоимости воздушного судна, а также усовершенствование узлов и агрегатов, чтобы повысить надежность самолета не в ущерб достигнутому уровню комфорта, — заявил заместитель генерального директора филиала по разработке Андрей Недосекин.

Показатели доводочных тестов позволят в полной мере оценить характеристики установки и получить необходимый объем данных для совершенствования продукта и доведения его до серийного производства. Предшествовавший этап стендовых испытаний завершен успешно.

Текущий год для Гражданских самолетов Сухого наполнен событиями, связанными как с празднованием юбилея, так и с проходящей реорганизацией. Кроме того, 1 февраля пятнадцать лет исполнилось авиазаводу в Комсомольске-на-Амуре — основной производственной площадке ГСС. На торжественной церемонии, посвященной годовщине, на летно-испытательную станцию был передан юбилейный SSJ-100, с которого начался отсчет третьей сотни построенных воздушных судов этого типа.

Текст: Владимир КУЗЬМИН
Фото: ПАО «Корпорация «Иркут»/филиал «Региональные самолеты»

 
 
наверх