Бизнес-партнерство
 
 От сберкасс до Сбера

От сберкасс до Сбера

В 2021 году отмечает свое 180-летие Сбербанк России — преемник сберегательных касс, основанных именным указом императора Николая I «для доставления через то недостаточным всякого рода людям средств к сбережению верным и выгодным способом». Сегодня это крупный финансовый конгломерат, чей бренд известен как в Центральной и Восточной Европе, так и в Южной и Восточной Азии.

Под эгидой государства

Императорский указ от 12 ноября 1841 года положил начало созданию сберегательного механизма в банковском деле. Поначалу открылись две маленькие кассы — в Санкт-Петербурге и Москве с суммарным штатом двадцать сотрудников, но постепенно сеть таких учреждений разрослась и охватила всю страну, помогая отечественной экономике сохранять устойчивость в трудные времена.

В 1862 году сберегательные кассы были переданы в ведомство Министерства финансов. Участие государства в развитии сберегательного дела послужило толчком к расширению их сети по всей империи. Постепенно кассы стали открываться на фабриках и заводах, при таможнях, почтово-телеграфных отделениях, учебных заведениях. За 1882–1900 годы количество подобных организаций в стране выросло с 76 до 5 415. В 1905 году был принят закон о страховании жизни при их посредничестве, в 1915-м отменены ограничения предельной суммы вклада. К октябрю 1917 года сберегательных учреждений в России было уже 14 157, а число выданных сберкнижек перевалило за двенадцать миллионов.


После революции эта развитая финансовая сеть была преобразована в систему государственных трудовых сберегательных касс, которые стали аккумулировать свободные средства населения для решения широкомасштабных народно-хозяйственных задач. Кассы размещали государственные займы, выпускали собственные заемные сертификаты, проводили операции с процентными и ценными бумагами, осуществляли денежные переводы. За время Великой Отечественной войны организация подписки на облигации четырех государственных военных займов вкупе с продажей билетов четырех денежно-вещевых лотерей через систему сберегательных касс принесла в бюджет государства 86,442 миллиарда рублей и помогла стране нести колоссальные военные расходы.

В мирные годы количество сберегательных учреждений продолжало расти, как и число вкладчиков. К началу 1960-х годов к сберкассам повсеместно перешли функции приема платежей от населения. В 1963 году правительственным решением вся система сберегательных касс была изъята из компетенции Минфина и переведена под эгиду Госбанка СССР, а в 1988-м преобразована в самостоятельный Сберегательный банк СССР.

В марте 1991 года произошло учреждение Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации.

С переходом страны на новые экономические рельсы в 1990–2000-х годах Сбербанк ждали глобальные перемены. Широко распространилось понятие «безналичный расчет», в стране начали функционировать первые банкоматы. В апреле 2009-го появился сервис «Сбербанк Онлайн», а вскоре и «Сбербанк Бизнес Онлайн». Началось интенсивное внедрение новейших банковских программ и технологий.

В ноябре 2016 года наблюдательный совет Сбербанка одобрил трансформацию учреждения в финансовую экосистему. Результат ребрендинга был представлен в сентябре 2020-го на прошедшем в режиме онлайн мероприятии «СберКонф». Под новым названием «Сбер» теперь объединен целый ряд сервисов: помимо финансовых, за которыми осталось прежнее наименование — «Сбербанк», это «Сбермаркет», «Сберклауд», «Сберавто», «Сберздоровье», «Сберлогистика», «Сберфуд» и др.

— Мы остались зеленым финансовым брендом, но добавили много разнообразия в том, чем мы занимаемся и чем полезны для клиентов. И главное, мы взяли на себя амбиционную задачу — экономить людям максимум времени, — отметил президент, председатель правления ПАО Сбербанк Герман Греф.

Сегодня российская региональная сеть Группы Сбер охватывает одиннадцать территориальных банков с 14 080 подразделениями в восьмидесяти трех субъектах РФ, а зарубежная включает в себя дочерние организации, филиалы и представительства в семнадцати странах мира.

На основе искусственного интеллекта

В настоящее время развитие группы неразрывно связано с компьютерными технологиями. В 2021 году Сбер занял первые места сразу в двух номинациях Национальной премии в сфере цифровизации: «Все для клиента» и «Искусственный интеллект». Победа стала возможной благодаря проекту «Контент коммуникаций», реализация которого в дивизионе «Центр корпоративных решений» (ЦКР) Сбера позволила получать и обрабатывать обращения клиентов в онлайн-режиме с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Последний классифицирует диалоги, делает краткие выжимки обращений и подбирает в облаке тегов решенные ранее вопросы, которые становятся основой для рекомендаций клиентам.

— В ЦКР предприниматели обращаются по очень широкому спектру вопросов, охватывающему более тысячи различных тематик, — поясняет директор дивизиона Сергей Леханов. — Оператору нужно внимательно выслушать клиента, сразу понять суть вопроса и очень быстро найти всю необходимую для ответа информацию во внутренних системах банка. Понятно, что искусственный интеллект справится с этой задачей в разы быстрее. В наших дальнейших планах — научить ИИ читать текст в удобном формате с расстановкой знаков препинания, употреблением цифр и общепринятых сокращений, интегрировать эту программу с другими автоматизированными системами, даже обучить ИИ определять эмоциональное состояние клиента.

Стать драйвером зеленой трансформации страны

В последние годы курс на ответственность и экологичность распространился и на сферу инвестиций — так возникло понятие ESG. Данная аббревиатура сложилась из первых букв трех английских слов: Еnvironment — забота об окружающей среде, Social — социальная ответственность и Governance — высокое качество корпоративного управления.

Минувшей весной Сбер выпустил первый обзор ESG-трендов в России, а в июле опубликовал Политику в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития. Документом выделены восемь ключевых направлений деятельности группы в данном направлении, в числе которых — создание условий для эффективного труда и развития человеческого потенциала, развитие практик ответственного финансирования, содействие экономическому благополучию и процветанию для всех.

По результатам опубликованного недавно Национальным Рейтинговым Агентством ESG-ренкинга публичных компаний финансового сектора России Сбер занял лидирующую позицию в первой из пяти групп, на которые были разделены все участники списка, с показателем 31,08 балла.

— Результаты Сбера объективно отражают большую работу, которую мы провели за последний год, — подчеркивает старший вице-президент по ESG ПАО Сбербанк Татьяна Завьялова. — Мы поставили перед собой задачу не просто достичь собственной углеродной нейтральности к 2030 году, соответствуя лучшим мировым ESG-практикам, но и стать драйвером зеленой трансформации страны, быть центром экспертизы и проводником изменений, помогать нашим клиентам, партнерам и государству. Данный ренкинг показывает, что ESG-повестка постепенно укрепляет свои позиции среди приоритетов бизнеса, государства и общества. Это позитивный тренд, усилению которого мы будем всячески способствовать.

Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам ПАО Сбербанк)
Фото: ПАО Сбербанк, pastvu.com
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх