Бизнес-партнерство
 
 Центр атомного судостроения России

Центр атомного судостроения России

Северодвинск называют кузницей оборонной мощи страны, центром отечественного атомного судостроения. Одна из двух действующих в городе верфей — легендарный Севмаш, единственное в России предприятие, где осуществляется весь цикл создания субмарин с атомными энергетическими установками.

Революция в отрасли

В 1926 году в СССР была принята первая программа военного кораблестроения. Тогда же зашла речь о необходимости основания крупного профильного завода на севере страны, правда, к его сооружению приступили десять лет спустя. Правительственная комиссия выбрала место для предприятия в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины, вскоре здесь начались строительные работы, и 21 декабря 1939-го на стапеле новой верфи был заложен первый корабль — линкор «Советская Белоруссия».


Сегодня Севмаш знаменит в первую очередь своими подлодками. Именно на заводе №402 (так предприятие называлось до сентября 1959-го) была построена по проекту 627 и 9 августа 1957 года спущена на воду первая советская атомная субмарина — К-3, позднее получившая наименование «Ленинский комсомол». Ее создатели совершили революцию в отечественном судостроении. Все было в новинку: и материалы, и оборудование, и технологии. Корабелы работали самоотверженно, большой транспарант с надписью «Не выполнив задание, домой не уходи!» в полной мере отражал обстановку того времени.

К-3 считалась опытным судном и на протяжении долгих лет не только выполняла боевые задачи, но и служила плавающей научной лабораторией. Подлодка стала широко известна всему миру после того, как, пройдя под толщей арктического льда, 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут 10 секунд достигла Северного полюса Земли.

Всего же за более чем восемь десятилетий завод передал Военно-Морскому Флоту страны 134 атомных субмарины различных проектов, 41 дизель-электрическую подводную лодку и 45 крупных надводных кораблей (больших охотников, миноносцев и крейсеров).

Подводные лодки, похожие на космические корабли

Стоит присмотреться, и начинаешь замечать, что между подводной лодкой и космическим кораблем много общего: оба судна предназначены для путешествия в безвоздушном пространстве, имеют похожую форму корпуса, и даже костюмы для выхода за борт называются одинаково — скафандры. Это сходство подметил и первый космонавт Земли Юрий Гагарин, который 11 декабря 1965 года вышел в море на построенном на Севмаше атомоходе К-35 проекта 675.

— Ваши подводные лодки так похожи на космические корабли, а вы все — герои, — так выразил свои впечатления Юрий Алексеевич, выступая перед подводниками после возвращения на сушу.

Ранее, в 1950-х годах, верфь не раз посещал Сергей Павлович Королёв. Организатор работ по созданию советской ракетно-космической техники курировал строительство первой в мире подводной лодки с баллистическими ракетами. На здании цеха №22, где находилось его рабочее место, сегодня установлена памятная доска.

За всю историю Севмаша на нем побывали десять космонавтов. Так, в ноябре 1971 года на завод приехал Алексей Леонов, участвовавший тогда в Третьих Ломоносовских чтениях. Он осмотрел южный док цеха №50 и ознакомился с технологией строительства атомных подводных лодок второго поколения. В июле 1978-го гостем предприятия стал Владимир Аксёнов, а три года назад, будучи в Северодвинске, верфь посетил Анатолий Иванишин. Он признался, что до этого не сталкивался с кораблестроением, и назвал Севмаш грандиозным предприятием, крайне нужным нашей стране.

Самый современный ракетоносец

Седьмого мая этого года состоялся подъем Андреевского флага на головном корабле проекта 885М «Ясень-М» — атомном подводном ракетном крейсере «Казань». Он был заложен 24 июля 2009-го, спущен на воду 31 марта 2017-го, а 5 мая 2021-го генеральный директор АО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко и председатель комиссии государственной приемки кораблей капитан первого ранга Алексей Потешкин подписали приемный акт, который засвидетельствовал успешное завершение испытаний судна. Документ утвердил главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов.

Главком отметил, что подводный крейсер проекта «Ясень-М», зачисленный в состав Северного флота, — самый современный ракетоносец, в котором воплощены передовые разработки. Этот корабль надежно укрепит границы России. Николай Анатольевич вручил Андреевский военно-морской флаг командиру АПК «Казань» капитану первого ранга Александру Бекетову.

Глава Севмаша подчеркнул вклад в создание корабля более ста предприятий страны и отметил, что ракетоносцы проекта «Ясень-М», в которых сконцентрированы лучшие достижения отечественного атомного подводного кораблестроения, выпускаются большой серией.

Остальные «Ясени» находятся на разных стадиях строительства. На них устанавливается обновленная элементная база комплексов радиоэлектронного вооружения и модернизированное оборудование отечественного производства. Планируется, что до конца текущего года флоту будет передан первый серийный корабль проекта — «Новосибирск».

Также на предприятии создаются атомные подлодки стратегического назначения четвертого поколения проекта 955А «Борей-А». Головной подводный крейсер этого модернизированного проекта — «Князь Владимир» — был передан флоту 12 июня 2020 года и стал 133 атомной субмариной, сошедшей со стапелей Севмаша.

Нет предела совершенству

Осваивать выпуск высокотехнологичных судов Севмашу помогает хорошая оснащенность и планомерная модернизация мощностей, затрагивающая все подразделения верфи. Только в течение прошлого года в цехах завода было введено в эксплуатацию 895 единиц литейного, металлорежущего, кузнечно-прессового, термического, электрогазосварочного, деревообрабатывающего и другого оборудования, проведена реконструкция трансбордерных путей, глубоководной и мелководной производственных набережных для достройки кораблей и проведения швартовных испытаний, модернизирован передаточный причал, обновлена котельная высокого давления.


В 2021 году лимит финансирования реконструкции заводских производств увеличился почти на 40%. Деньги будут направлены, в частности, на техническое перевооружение деревообрабатывающего и малярно-изоляционного цехов, модернизацию инженерных систем эллинга №1. Кроме того, на Севмаше начался заключительный этап перевода предприятия на экологически чистый природный газ.

Планируется, что на нем будет работать оборудование металлургического производства и котельной высокого давления, печи корпусообрабатывающего и инструментального цехов.

Значительное внимание руководство Севмаша уделяет развитию производственной системы. В 2018 году на заводе было создано профильное управление, и с того времени обучение по программе бережливого производства прошли более трех тысяч работников предприятия.

— Мы должны грамотно подходить к внедрению новых принципов, с глубоким пониманием того, какие несем затраты, где имеем потери, как оптимизировать процессы производства и управления, что нужно сделать для повышения производительности труда на вверенном участке работ, — подчеркивает Михаил Будниченко. — Благодаря внедрению новых инструментов в производство мы поднимемся на новую ступень технологического развития.

Если в течение 2019 года на предприятии было внедрено 1 098 предложений по улучшению производственных и управленческих процессов, то в 2020 году их количество превысило 3 900. Специалисты подсчитали, что экономический эффект от реализации 188 проектов развития производственной системы в минувшем году превысил два миллиарда рублей.


Наглядным примером использования инструментов бережливого производства может послужить организация рабочих пространств машиностроительного комплекса по методу 5S. Он направлен на вовлечение персонала в процесс улучшения продукции, снижение потерь, повышение безопасности труда. Название 5S происходит от сочетания 5 Steps, которое переводится с английского как «пять шагов». Каждый шаг предусматривает следование одному из пяти основных принципов системы: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй. Пионером ее внедрения в 2018 году стал участок №1 главного механического цеха Севмаша.

— Эта система отлично подойдет для производства серийной продукции, так как она ведет к уменьшению потерь и лишних движений, — оценил результаты реализации пилотного проекта заместитель начальника цеха №4 Дмитрий Летовальцев.

Текст: Ольга СВЯЗИНА
Фото: АО «Объединенная судостроительная корпорация»/ АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»
 
 
 
наверх