Бизнес-партнерство
 
 Михаил БОРОВСКИЙ: «Мы способны к инновациям»

Михаил БОРОВСКИЙ: «Мы способны к инновациям»

Завод №199, в середине 1960-х годов получивший имя Ленинского комсомола, а в 1992 году — свое современное название «Амурский судостроительный завод» (АСЗ), строился одновременно с Комсомольском-на-Амуре и стал градообразующим предприятием. Торжественная закладка его первого промышленного объекта — корпусообрабатывающего цеха — состоялась 12 июня 1933 года, и 25 мая 1935-го на временных стапелях верфи была заложена первая подводная лодка — Л-11. Менее чем через тринадцать месяцев ее спустили на воду, а еще полмесяца спустя, 30 июня 1936 года, завод был официально включен в число действующих производств.

Гигант дальневосточного судостроения

Новое предприятие должно было ежегодно выпускать шесть подводных лодок, три эскадренных миноносца, один крейсер, восемь рефрижераторных судов грузоподъемностью до пяти тысяч тонн, четыре краболовных судна грузоподъемностью до десяти тысяч тонн и двенадцать транспортных судов. Кроме того, заводу предстояло освоить глиссеростроение, специальный судоремонт, иметь производственные резервы в литейном и механическом цехах для нужд края.

В марте и августе 1936 года состоялась закладка эсминцев проекта 38 «Баку» и «Тбилиси», на тот момент считавшихся лучшими в мире боевыми кораблями своего класса. Строительство велось с применением пионерной технологии постройки судов на горизонтальных стапелях с монтажом в наливных доках.

Завод рос и расширялся, вводились в строй новые цеха: контрагентский, ремонтно-строительный, корпусный, гальванический, литейный, судомонтажный, кузнечно-прессовый. В 1938 году судостроители приняли в эксплуатацию единственный в стране полушлюз, оборудованный специальными металлическими шандорами и копровыми кранами, а в 1941-м — заводскую лабораторию.

В военные годы со стапелей верфи сошли два крейсера, пять эскадренных миноносцев и один сторожевой корабль. Было капитально отремонтировано семнадцать подводных лодок, постоянно перевыполнялись планы по выпуску боеприпасов. За успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны завод получил свой первый орден — Трудового Красного Знамени.

Принципиально новый этап развития верфи начался в послевоенный период со строительства атомных субмарин. Ее инженерный состав пополнился инженерами-физиками и операторами атомных энергетических установок. В декабре 1958 года состоялась закладка головной ракетной подводной лодки проекта 659. За освоение новой техники в апреле 1963-го завод был удостоен ордена Ленина, а в январе 1971-го на знамени предприятия появился орден Октябрьской Революции.

Современный АСЗ действует в структуре Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и представляет собой многопрофильное предприятие. Его стапельный комплекс состоит из трех закрытых отапливаемых эллингов, включающих девять сухих строительных доков, которые позволяют собирать корпуса судов длиной до 200 и шириной до 19 метров. Введенное в эксплуатацию в 2006 году открытое стапельное место дает возможность формировать корпуса максимальной шириной 23 метра.

От Б-248 до «Резкого»

Почти за восемь с половиной десятилетий со стапелей завода сошло более трехсот кораблей и судов различного назначения, в том числе уникальные дизель-электрические субмарины, способные скрытно выдвинуться в любой район Мирового океана, чтобы нести там боевое дежурство. Международной сенсацией стало создание малошумных «Палтусов» (подлодок проекта 877, прямых предшественниц знаменитых «Варшавянок» проекта 636): с их появлением подводный флот США потерял свое преимущество в бесшумности, которым обладал в течение длительного периода. Головное судно серии — подлодка Б-248 — было заложено 16 марта 1980 года, через несколько месяцев, 12 сентября, спущено на воду, а 31 декабря введено в строй.

Большинство механизмов новых лодок снабдили вибропоглощающими покрытиями и установили на амортизаторах. Снизить шумность позволила и дирижабельная форма корпуса, а также работа гребного винта на пониженных оборотах. В ВМС США этим субмаринам дали название «Черная дыра».

В общей сложности на предприятии менее чем за четырнадцать лет построили пятнадцать «Палтусов».

Сегодня в портфеле заказов АСЗ — строительство корветов проектов 20380 и 20385 для Тихоокеанского флота. Это боевые корабли ближней морской зоны, способные поражать надводные и подводные цели, оказывать огневую поддержку в ходе десантных операций. Особенности таких судов — компактность, малозаметность, высокий процент автоматизации систем, использование большого количества композитных материалов.

Полное водоизмещение корветов проекта 20380 достигает 2,22 тысячи тонн, усовершенствованной версии 20385 — 2,43 тысячи тонн. Максимальная скорость хода тех и других — 27 узлов (50 километров в час), дальность автономного плавания — 4 000 миль (6 437 километров) при 14 узлах. Основу боевого оснащения первых составляет противокорабельный ракетный комплекс «Уран», вторых — «Пакет-НК». Для противовоздушной обороны используется зенитный ракетный комплекс «Редут» (у кораблей проекта 20385 он получит дополнительные пусковые ячейки). На борту предусмотрено базирование противолодочного вертолета Ка-27.

Строительство корветов данной линейки ведется на АСЗ с 2006 года, когда состоялась закладка корабля «Совершенный». Затем были заложены еще три судна: «Громкий» (2012), «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (2015) и «Резкий» (2016). Последний сейчас готовят к спуску на воду, остальные три уже находятся в боевом строю. В минувшем декабре предприятие заключило с Минобороны России контракт на создание еще шести кораблей.

Гражданские проекты

Одна из важнейших задач, поставленная АО «ОСК» перед заводом, — развитие гражданского судостроения.

В конце сентября 2020 года на сдаточную базу завода во Владивостоке был отправлен для окончательной достройки, отделки и проведения швартовных испытаний грузо-пассажирский автомобильно-железнодорожный паром проекта CNF11CPD «Александр Деев». Это судно высокого класса автоматики, довольно маневренное, несмотря на внушительные габариты и огромный вес. Паром имеет подруливающие устройства как на носу, так и на корме и способен двигаться в различных направлениях.


Тридцатого октября впервые в истории завода состоялся одновременный спуск на воду двух судов. К достроечному пирсу был переведен второй паром проекта CNF11CPD — «Василий Ощепков» (как и первый, он предназначен для работы на переправе Ванино – Холмск, связывающей остров Сахалин с материковой частью страны), а также многофункциональное аварийно-спасательное судно ледового класса «Керченский пролив» проекта MPSV06.

— Мы способны к инновациям, — подчеркнул в интервью Корабел.Ру, опубликованном в конце прошлого года, Михаил Боровский, на тот момент исполнявший обязанности генерального директора ПАО «АСЗ» (в настоящее время — первый заместитель генерального директора). — За последние десять лет завод освоил с нуля шесть проектов, накопил колоссальный опыт работы в данном направлении. Географическое расположение позволяет нам высказать серьезные намерения забрать под себя весь сегмент среднетоннажного судостроения для Дальневосточного региона — как коммерческий, так и государственный.

Текст: Владимир КУЗЬМИН
Фото: АО «Объединенная судостроительная корпорация»/ПАО «Амурский судостроительный завод»
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх