Бизнес-партнерство
 
 Сбывшаяся мечта

Сбывшаяся мечта

Инжиниринговая компания АЭМ-технологии была основана в структуре Атомэнергомаша в 2007 году. Сегодня это единственный в России производственный комплекс, где изготавливается весь комплект оборудования для ядерного острова АЭС.

Интеграция в мощный холдинг

В составе АО «АЭМ-технологии» действует инжиниринговый центр и две производственные площадки: в Петрозаводске и Волгодонске.

Завод Петрозаводскмаш ведет свою историю с начала 1960-х годов. Первоначально он назывался Тяжбуммаш и специализировался на производстве бумагоделательных машин, а во второй половине 1970-х приступил к изготовлению продукции для нефтехимической отрасли. После того как в 2010 году предприятие стало производственной единицей Атомэнергомаша, на нем началась комплексная модернизация. В итоге завод сосредоточился на выпуске корпусного и емкостного оборудования для атомной и нефтегазовой промышленности.

В отличие от петрозаводского производства волгодонский Атоммаш изначально проектировался как флагман атомного машиностроения. В 1974 году завод был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и его первую очередь ввели в эксплуатацию уже в 1978-м. Предполагалось, что Атоммаш будет ежегодно выпускать по восемь комплектов оборудования для ВВЭР, но этим планам помешала сначала катастрофа на Чернобыльской АЭС, а потом развал Советского Союза. Мощности завода оказались невостребованными. От банкротства предприятие спасло его вхождение в 2012 году в контур Атомэнергомаша и глубокое техническое переоснащение.

Для энергоблоков Китая и Турции…

В настоящее время большая часть продукции объединения идет на экспорт. Недавно в Волгодонском филиале закончили сборку верхнего полукорпуса реактора для блока №7 Тяньваньской АЭС в Китае (ранее в мае был собран нижний полукорпус).

Реактор представляет собой вертикальный цилиндрический корпус с эллиптическим днищем, внутри которого размещается активная зона и различные устройства. Сверху он герметично закрыт крышкой с установленными на ней приводами механизмов и органов регулирования и защиты, а также патрубками для вывода кабелей датчиков внутриреакторного контроля. В верхней части корпуса имеются патрубки для подвода и отвода теплоносителя вместе с патрубками для аварийного подвода теплоносителя при разгерметизации контура.

Работы проводились на вертикальном сборочном стенде. Соединив две обечайки зоны патрубков и фланец, 150-тонное изделие с помощью кантователя развернули в горизонтальное положение и переместили на сварочный стенд. Сейчас верхний полукорпус готов к проведению сварки двух кольцевых швов.

Оборудование для китайских АЭС изготавливается в рамках межправительственного контракта между Россией и Китаем, заключенного в июне 2018 года. Предусмотрено сооружение четырех энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 поколения 3+: №7 и 8 Тяньваньской АЭС и №3 и 4 АЭС «Сюйдапу». Старт их строительству был дан 19 мая 2021 года.

Атоммаш имеет большой опыт взаимодействия с китайскими партнерами. Так, в 2004 году предприятие поставило транспортно-технологическое оборудование для первых блоков Тяньваньской АЭС.

Продолжается сотрудничество и с турецкими партнерами. Специалисты Волгодонского филиала собрали шесть полукорпусов емкостей системы пассивного залива активной зоны (СПЗАЗ) для энергоблока №1 строящейся АЭС «Аккую».

СПЗАЗ предназначена для отвода остаточных тепловыделений теплоносителя первого контура реактора и относится ко второй ступени пассивных систем безопасности АЭС. Она включает в себя восемь гидроемкостей объемом по 120 кубических метров (вес каждой составляет 77 тонн, высота — 10,5 метра, диаметр — 4,24 метра). Во время эксплуатации этих устройств в них хранится водный раствор борной кислоты, подогретый до 60 ºC. При падении давления в первом контуре ниже определенного уровня происходит автоматическая подача жидкости в реактор и охлаждение активной зоны.

Атоммаш изготовит емкости СПЗАЗ для первого и третьего блоков станции.

Также филиал полностью завершил производство первого парогенератора для энергоблока №2 АЭС «Аккую». Этот теплообменный аппарат диаметром более четырех метров, длиной порядка пятнадцати метров и весом 340 тонн — часть реакторной установки. В состав оборудования одного энергоблока АЭС входят четыре парогенератора. Цикл изготовления каждого включает в себя сборку-сварку корпусов из отдельных обечаек и патрубков, производство днищ, сверловку коллекторов первого контура, изготовление змеевиков и установку внутрикорпусных устройств, а также проведение комплекса контрольных мероприятий.

В ходе гидравлических и вакуумных испытаний были подтверждены прочность и плотность основного металла теплообменника и сварных соединений.

…и для отечественной станции замещения

В свою очередь Петрозаводский филиал АО «АЭМ-технологии» завершил сборку первой гидроемкости СПЗАЗ, предназначенной для монтажа на энергоблоке №1 строящейся Курской АЭС-2. Изделие объемом 120 кубических метров выполнено из нержавеющей стали и состоит из трех обечаек и двух днищ. Изготовление емкости контролируется различными методами на всех стадиях. В частности, сварные швы проверяют с помощью цветной дефектоскопии, ультразвукового и рентгеновского контроля. Следующим этапом станут гидравлические испытания.

Курская АЭС-2 должна заместить мощности Курской АЭС. Два ее блока поколения 3+ станут пилотными энергоблоками, сооружаемыми по проекту «ВВЭР-ТОИ» (это последнее слово в российской технологии двухконтурных водо-водяных энергетических реакторов).

На церемонии награждения победителей конкурса «Человек года Росатома», проведенной 26 мая в Сочи, работа АО «АЭМ-технологии» была отмечена спецпризом. В 2020 году компания изготовила три корпуса реактора с внутрикорпусными устройствами и восемнадцать парогенераторов.

— Это больше, чем в советские годы, — подчеркнул первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ, председатель наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко. — Это рекорд, важнейший рекорд, но это еще и мечта. Я хорошо помню: когда принималась программа развития атомной энергетики, мы рисовали наши планы по строительству в стране и за рубежом. Нам скептики в министерствах и ведомствах говорили: «Что вы обманываете и себя, и людей? Может, вы бы и построили, но российское машиностроение не способно делать больше, чем один, может быть, два комплекта». Мы тогда мечтали, что придет такое время, когда мы будем делать три комплекта и больше. И эта мечта сбылась!

Текст: Вадим ФЕДОТОВ, Владимир КУЗЬМИН (по материалам АО «АЭМ-технологии»)
Фото: Госкорпорация «Росатом»/АО «Атомэнергомаш»/АО «АЭМ-технологии»
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх