Бизнес-партнерство
 
 Во всех крупных портово-транспортных узлах России

Во всех крупных портово-транспортных узлах России

Учрежденная в 2007 году Объединенная судостроительная корпорация за время работы стала масштабным холдингом, консолидировавшим бóльшую часть проектных и производственных мощностей отрасли. Сегодня в контур управления АО «ОСК» входят около сорока проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных компаний. Предприятия корпорации работают во всех крупных портово-транспортных узлах России — от Калининграда до Хабаровска и от Мурманска до Астрахани.

Корабли, за которыми будущее отечественного флота

Силами ОСК разрабатываются, строятся и ремонтируются 95% кораблей ВМФ России. Эта техника славится высокой надежностью и эффективностью.

В частности, основой отечественной противоминной обороны нового типа должны стать тральщики проекта 12700 «Александрит» разработки Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз», входящего в ОСК. Для обнаружения мин «Александритам» не обязательно входить в опасную зону: поиск, идентификация и уничтожение взрывных устройств осуществляются дистанционно с помощью телеуправляемых подводных аппаратов и безэкипажного катера.

Главная особенность тральщиков проекта 12700 — уникальный, самый большой в мире, по данным разработчиков, корпус из монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии (длина судна составляет 62 метра, ширина — 10 метров, водоизмещение — 890 тонн). Он имеет меньшую массу и значительно большую прочность, чем металлический, ему не страшна коррозия, а срок службы при соблюдении норм эксплуатации практически не ограничен.

Закладка головного судна проекта — «Александр Обухов» — состоялась на Средне-Невском судостроительном заводе в сентябре 2011 года. В июне 2014-го корабль был спущен на воду, а в декабре 2016-го принят в состав Балтийского флота. В 2019 году флаг ВМФ России был поднят на первом и втором серийных тральщиках проекта — «Иван Антонов» и «Владимир Емельянов». Оба судна получил Черноморский флот. Следующие «Александриты» предназначены для Тихоокеанского флота. «Яков Баляев» был передан заказчику 26 декабря 2020 года, на очереди — «Георгий Курбатов», «Пётр Ильичёв» и «Анатолий Шлемов».

Первого июня этого года в пункт постоянного базирования на Северный флот прибыл атомный подводный крейсер четвертого поколения «Казань» проекта 885М «Ясень-М», построенный на Севмаше.

— Подводные крейсеры проекта «Ясень-М» — это корабли, за которыми дальнейшее развитие подводного флота. Они имеют совершенно новые качества: улучшены их тактико-технические характеристики, реализованы новые разработки в оптимизации физических полей, систем управления оружием, маневренных свойств. Это корабли ХХI века. После вхождения в состав Военно-Морского Флота они станут самыми неуловимыми и опасными атомными подводными лодками. При этом ВМФ России будет располагать не одним, а целой серией таких кораблей, — подчеркнул генеральный директор АО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко в ходе торжественной церемонии подъема на корабле Андреевского флага, состоявшейся 7 мая.

Для экстремальных ледовых условий

Наряду с выполнением государственного оборонного заказа и заказов в рамках военно-технического сотрудничества корпорация строит современный гражданский флот: научно-исследовательские и скоростные пассажирские суда, суда ледового класса, морскую технику для освоения континентального шельфа.

Второго июня на производственной площадке «Лотос» АО «Южный центр судостроения и судоремонта» был спущен на воду первый из одиннадцати блоков центральной части опорного основания ледостойкой стационарной платформы ЛСП «А». Ее строительство ведется по инвестиционному проекту ПАО «Газпром» для обустройства газового месторождения Каменномысское-море. До конца месяца намечен спуск на воду еще семи блоков, имеющих принципиально схожее конструктивное исполнение (отличие заключается в расположении помещений). В дальнейшем достройка блоков продолжится на воде. После кренования их подготовят для перегона в Калининград на достроечную верфь.

ЛСП «А» формируется путем раздельного изготовления модулей опорного основания и верхнего строения на нескольких заводах с последующей доставкой на верфь-интегратор. Вес каждого блока составляет 400–450 тонн, высота — 17 метров. Общая длина ледостойкой платформы составит 135 метров, ширина — 69, высота от основания до вертолетной площадки — 41. Вес сооружения превысит 40 тысяч тонн.

На главном стапеле АО «Балтийский завод» сейчас формируется корпус атомного ледокола проекта 22220 «Якутия». Из 266 секций уже установлены 76. Параллельно с этим идет монтаж трубопроводов общесудовых систем и систем энергетической установки. Завершение сборки корпуса намечено на первый квартал, а спуск судна на воду — на второе полугодие 2022 года.

Заложенный 26 мая 2020 года атомоход предназначен для круглогодичного проведения кораблей по арктическим льдам толщиной до 2,8 метра.


Основа новой промышленной революции

Ключевой процесс текущего года для АО «ОСК» — преобразование организационной структуры и ее приближение к модели управляющей компании. Так, речь идет о формировании отдельного управленческого блока, который займется сокращением сроков исполнения заказов, снижением себестоимости и трудоемкости строительства судов.

— Новый блок будет планировать производство, используя электронное стапельное расписание. Он станет отвечать также за рабочее проектирование, подготовительные процессы и в целом за исполнение заказов, взаимодействуя с группами единого заказчика на территории наших верфей.

Кроме того, мы укрепляем блок инновационного и научно-технического развития: создаем, в частности, департамент инжиниринга и перспективного проектирования. Он будет управлять конструкторскими бюро, оптимизировать процессы проектирования и формировать портфель ниокровских работ, — пояснил генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов в апрельском интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости».

Одна из важнейших задач судостроительного холдинга — ускорение цифровой трансформации, которая поможет сформировать общее информационное пространство между проектантами и верфями. Алексей Рахманов взялся лично курировать это направление и в другом интервью — газете «Ведомости» — назвал цифровизацию основой новой промышленной революции, пообещав, что она охватит все сферы деятельности корпорации.

— На некоторых наших предприятиях такой процесс успешно идет, — рассказал глава АО «ОСК». — Например, на Севмаше внедрена система подготовки производства на основе трехмерных моделей. Там был создан первый в России цифровой макет атомной подлодки, включивший весь набор проектных данных, по которому осуществлялась, скажем, компоновка отсеков. Отработка конструкций корабля в таком режиме позволила ускорить производство, существенно уменьшив непроизводственные трудозатраты на стапеле.


Текст: Владимир КУЗЬМИН (по материалам АО «Объединенная судостроительная корпорация», газет «Санкт-Петербургские ведомости», «Ведомости»)
Фото: АО «ОСК»
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх