Бизнес-партнерство
 
 Атомоходы в борьбе за ресурсы арктического шельфа

Атомоходы в борьбе за ресурсы арктического шельфа

История ФГУП «Атомфлот» берет начало в 1960 году, когда в Мурманске была создана достроечная база для обслуживания первого атомного ледокола «Ленин». До 1988 года она носила название «База-92» (92 — порядковый номер урана в периодической системе элементов) и была структурным подразделением сначала Судоремонтного завода Министерства морского флота СССР, а затем Мурманского морского пароходства. Затем организация начала функционировать самостоятельно как Ремонтно-технологическое предприятие атомного флота — РТП «Атомфлот». В 2008 году «Атомфлот», действовавший к тому времени уже в статусе федерального государственного унитарного предприятия, был интегрирован в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В условиях обострившейся международной конкуренции

Для экономики нашей страны ФГУП «Атомфлот» имеет стратегическое значение, поскольку его суда обеспечивают функционирование Северного морского пути (СМП). С каждым годом борьба за право добычи природных ресурсов на шельфе Северного Ледовитого океана обостряется, и атомоходы играют ключевую роль при осуществлении транспортной и хозяйственно-экономической деятельности в Арктической зоне.

Круглогодичную навигацию в западном районе Арктики наша страна начала еще в 1978 году. Это было необходимо для развития Норильского промышленного района. Чуть более десяти лет спустя появились специализированные атомные ледоколы с малой осадкой «Таймыр» и «Вайгач» для работы в устье Енисея и в мелководных районах Арктики. Параллельно с этим строились более мощные суда, обновлялась система навигационно-гидрографического обслуживания, расширялся и реконструировался Дудинский порт.

В настоящее время комплексное развитие Арктической зоны РФ требует дальнейших шагов. Необходимо налаживать регулярные грузоперевозки по СМП и повышать их объем, а значит, строить новые атомные ледоколы и модернизировать инфраструктуру.

Большие средства вкладываются в реализацию программы перехода к круглогодичной навигации по всей протяженности Северного морского пути. За счет участия мощных линейных атомных ледоколов сроки регулярного использования этого логистического коридора в восточном районе Арктики были увеличены до пяти месяцев в году.


Балтийская «Чукотка»

По итогам 2023 года международный транзит по СМП превысил два миллиона тонн грузов. Ожидается, что в текущем году показатели еще увеличатся. В первом полугодии атомные ледоколы обеспечили 438 судозаходов (в январе – июне прошлого года — 435), общая валовая вместимость составила 50,4 миллиона тонн (48,6 миллиона).

Второй в этом году субсидируемый каботажный рейс, который был реализован в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, завершился 25 сентября. Судно «Мыс Желания» прошло по маршруту Архангельск – Певек – Архангельск, доставив на Чукотку продукты питания, строительные материалы, технику, мебель. Суммарный вес грузов по всему маршруту составил 9 985 тонн. Всего на этот год запланировано три субсидируемых рейса.

Для развития СМП вводятся в строй новые корабли. Так, 6 ноября в Санкт-Петербурге на площадке АО «Балтийский завод», входящего в структуру АО «ОСК», прошла церемония спуска на воду атомного ледокола «Чукотка». Он стал пятым (четвертым серийным) атомоходом проекта 22220, заложенным на предприятии. Три из них уже успешно эксплуатирует ФГУП «Атомфлот», еще три, включая «Чукотку», находятся на разных стадиях строительства.

Суда данного проекта имеют ледовый класс Icebreaker 9, их особенность — двухосадочность: ледокол может менять глубину погружения корпуса для прохода по устьям рек и мелководью. Закладка «Чукотки» состоялась в 2020 году, к настоящему времени на корабле уже смонтированы реакторы «РИТМ-200» и почти все основное оборудование.

Новые ледоколы необходимы для развития СМП и всей Российской Арктики, — подчеркнул глава Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв. — За последние десять лет грузопоток по трассе вырос почти в десять раз и ежегодно обновляет рекорды. В этом году динамика сохраняется, по объемам грузопотока идем с превышением показателей аналогичного периода прошлого года. Растет и транзит благодаря перенаправлению грузов с западного на восточное направление. В этом году перевезено уже более трех миллионов тонн транзитных грузов, что на 40% больше, чем в прошлом.


Самый большой контейнеровоз в истории СМП

Второй серийный атомный ледокол проекта 22220 — «Урал» — 6 сентября этого года осуществил успешную проводку каравана, который состоял из балкера Smoke и контейнеровоза NewNew Star вместимостью 3 534 TEU. Судно длиной 231 метр и шириной 32 метра стало первым контейнеровозом таких размеров, вошедшим в акваторию Северного морского пути.

«Урал» начал свою миссию у восточной границы ледовых полей Чукотского и завершил маршрут у западной кромки льдов Восточно-Сибирского моря, проведя суда через перемычку сплоченного льда. После завершения операции NewNew Star самостоятельно продолжил свой путь в порт Санкт-Петербург, а Smoke отправился в порт Мурманск.

Сегодня у грузоперевозчиков наблюдается рост популярности маршрутов через Северный морской путь, — отметил советник генерального директора ФГУП «Атомфлот» Андрей Теницкий. — Несмотря на сложные ледовые условия в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, экипажи атомного ледокола «Урал» и судов каравана сработали слаженно и профессионально, что способствовало безопасному прохождению участка сплоченного льда и поддержанию коммерческой скорости движения.

Протяженность маршрута ледокольной проводки составила 150 морских миль, при этом средняя скорость движения достигла 12 узлов. Впрочем, важность совершившегося события не ограничивается лишь количественными показателями. Оно продемонстрировало возросший интерес грузоперевозчиков к использованию СМП как транспортной артерии, значимой для международной торговли, открыв новые горизонты для развития коммерческого судоходства в стратегически значимом регионе.

Текст: Сергей КАЙНЕТДИНОВ (по материалам  ФГУП «Атомфлот»)
Фото: Госкорпорация «Росатом»/ ФГУП «Атомфлот»,  АО «ОСК»/ АО «Балтийский завод»
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх