Большой шаг в развитии программы МС-21
В прошлом году филиал ПАО «Корпорация «Иркут» «Иркутский авиационный завод» (ИАЗ) завершил постройку опытного образца среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14. Шестого ноября самолет был переведен из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение предприятия. Следующим этапом стали летные испытания воздушного судна.
В базовой версии МС-21-300 использовались американские двигатели PW1400. Создание машины с двигателями российской разработки, как отметил индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков, — это знаковое событие для отрасли, наглядное подтверждение того, что у отечественного гражданского авиастроения есть будущее.
Первый полет МС-21-310 состоялся 15 декабря 2020 года на аэродроме ИАЗа. В состав экипажа вошли летчики-испытатели Василий Севастьянов и Андрей Воропаев, а также инженер-испытатель Александр Соловьёв.
Полетное задание предусматривало оценку устойчивости и управляемости лайнера и проверку работы его систем и силовой установки на различных высотах и скоростях. Были выполнены проходы над взлетно-посадочной полосой в различных конфигурациях механизации крыла. Продолжительность полета составила 1 час 25 минут, он проходил на высотах до 3 500 метров и скоростях до 450 километров в час.
— Двигатели получились достойные. В первом полете они проявили себя отлично, — сообщил после посадки Василий Севастьянов.
— Первый полет самолета с отечественными двигателями — большой шаг в развитии программы МС-21. Он стал результатом многолетней напряженной командной работы конструкторов, рабочих, испытателей ведущих высокотехнологичных предприятий России, — прокомментировал начало летных испытаний генеральный директор ПАО «Корпорация «Иркут» Равиль Хакимов.
Головным разработчиком ПД-14 выступило АО «ОДК-Авиадвигатель», головным изготовителем — АО «ОДК-Пермские моторы». Научное сопровождение проекта осуществляли ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» и ФГУП «ЦАГИ». Специалисты ФГУП «ВИАМ» разработали для ПД-14 двадцать новых марок материалов и доработали более пятидесяти уже имевшихся. Это, в частности, супержаропрочные монокристаллические никелевые рений-рутенийсодержащие сплавы для рабочих и сопловых лопаток, высокопрочные конструкционные марки стали и деформируемые никелевые и титановые сплавы для валов, дисков и корпусов, перспективные полимерные композиционные материалы нового поколения и др.
Предполагается, что эксплуатационные расходы ПД-14 будут на 14–17%, а стоимость жизненного цикла — на 15–20% ниже, чем у действующих в настоящее время аналогов.
В начале минувшего февраля АО «ОДК» сообщило о получении от Росавиации сертификата одобрения производственной организации, который дает право на серийное производство маршевых двигателей ПД-14 и поставку их заказчикам.
— В 2021 году планируется произвести несколько ПД-14, которые будут использованы для резерва при летных испытаниях нового самолета МС-21-310, — пояснил Анатолий Сердюков.
Фото: Госкорпорация «Ростех»/ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»/ПАО «Корпорация «Иркут»