
Хороший темп
Государственная компания «Российские автомобильные дороги», сокращенно именуемая Автодором, выступает заказчиком при проектировании, строительстве, содержании, ремонте и реконструкции автотрасс. Общая протяженность дорог в ее доверительном управлении составляет 5 019 километров. Из них 3 101 километр находится в платной эксплуатации.
Три четверти годового объема ремонта — на М-4 «Дон»
На протяжении дорожно-строительного сезона 2024 года Автодор отремонтировал более 450 километров федеральных трасс. Важные работы были проведены на федеральной трассе от Москвы до Санкт-Петербурга. Здесь за счет собственных средств компания обновила 75 километров дорожного полотна. Поддержание этого маршрута в хорошем состоянии критически важно: он связывает столицу с северо-западной частью страны.
Одним из приоритетных объектов для госкомпании стала федеральная дорога М-4 «Дон», где было отремонтировано 207 километров дорожной одежды и на 129 километрах выполнено комплексное обустройство. На 18 километрах проезжую часть расширили до шести полос, на тринадцати искусственных сооружениях провели восстановительные мероприятия.
В условиях закрытых аэропортов поддерживать М-4 в нормативном состоянии особенно важно. Главная транспортная артерия, ведущая на юг страны, проходит по территории Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областей, Республики Адыгеи и Краснодарского края. Ремонтные работы охватили практически все регионы, через которые проходит автодорога.
Также не остались без внимания трассы М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина», на которых было обновлено 40 и около 94 километров асфальтобетонного покрытия соответственно. Заметен труд дорожников и на шоссе А-107 «Московское малое кольцо», где в прошлом году ремонт затронул три участка общей протяженностью почти 30 километров.
Новые дороги Новороссии
В поле повышенного внимания ГК «Автородор» находятся новые регионы страны. В прошлом году дорожники завершили капитальный ремонт 80-километрового участка федеральной трассы Р-260, который находится на территории Луганской Народной Республики (он протянулся от границы с Ростовской областью до пригорода Луганска, включая обход города). Из более чем 300 тысяч тонн уложенной здесь асфальтобетонной смеси 93 тысячи было использовано на 28-километровом обходе столицы ЛНР. Также на последнем нанесли 90 километров разметки и смонтировали около восьмисот дорожных знаков. На протяжении всего окружного участка установили барьерные ограждения.
Стоит отметить, что федеральный статус трассе Р-260 был присвоен в 2023 году. Эта автодорога соединяет Луганск с Каменском-Шахтинским и Волгоградом. Ее ремонт стал частью масштабной программы, согласно которой за 2024 год в ЛНР удалось восстановить более сотни километров федеральных автодорог. Кроме того, с 2022 года работники Автодора и подрядных организаций отремонтировали в ЛНР тридцать два искусственных сооружения.
В Донецкой Народной Республике продолжается капитальный ремонт участка трассы Донецк – Новоазовск – Седово. В нормативное состояние будут приведены более ста километров этой дороги — одного из основных туристических маршрутов ДНР. Транспортная артерия соединяет Донецк и Старобешево, обеспечивает подъезд к курортам Азовского моря. На ней интенсивный трафик по направлению к федеральной трассе Р-280 «Новороссия», которая выходит к Ростовской области.
Также в ДНР специалисты Государственной компании «Автодор» в январе 2025 года приступили к капитальному ремонту четырехполосного моста через реку Грузскую на проспекте 250-летия Донбасса в Макеевке. Протяженность сооружения невелика — 26 метров, но его важность нельзя недооценивать. Мост находится на трассе, которая соединяет населенный пункт с Донецком. По ней автотранспорт следует транзитом в Шахтёрск, Снежное, а затем в Луганскую Народную Республику. Строители заменят здесь поврежденные балки пролетного строения, забетонируют выравнивающий слой плиты проезжей части, выполнят гидроизоляцию. Кроме того, в рамках капремонта предусмотрено устройство тротуаров, барьерного и перильного ограждений, водоотвода.
В Запорожской области в прошлом году Автодор восстановил 77-метровый мост через реку Берду в составе автомобильной дороги от Каменки до села Осипенко. Это одна из трасс, которая связывает центральную часть региона с азовским побережьем. Мостовики использовали 205 кубических метров бетона, смонтировали сорок восемь забивных свай и пятнадцать балок пролетного строения, установили около двухсот метров бортового камня и 228 метров барьерных ограждений.
Замкнуть ЦКАД на новом уровне
Вводом в действие сразу нескольких транспортных объектов по всей стране 22 декабря 2024 года с помощью видеосвязи руководил Президент Российской Федерации Владимир Путин. В их число вошел обход деревни Малые Вязёмы протяженностью 4,1 километра на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) в Подмосковье.
Мы сегодня даем старт работе целого ряда объектов воздушной и автодорожной инфраструктуры России, — отметил глава государства. — Это еще одно свидетельство того, что развитие транспортного каркаса страны, наших регионов идет последовательно и непрерывно. Благодарю за огромный труд и профессионализм всех специалистов, которые участвуют в решении столь важной задачи. У нас набран высокий, хороший темп развития дорожной сети и ключевых автомагистралей.
Вывод потока транзитного транспорта за пределы Малых Вязём дал возможность устранить узкое место на ЦКАД. Раньше машины, следуя по кольцевой автодороге, были вынуждены пересекать этот населенный пункт и преодолевать железнодорожные переезды. В час пик поезда по Смоленскому направлению здесь ходят с интервалом от двух – трех минут, что создавало серьезные проблемы для автомобилистов, особенно в дачный сезон. На обходной трассе (проезд по ней платный) одноуровневые пересечения с железнодорожными путями отсутствуют. Теперь водители могут не терять времени в пути.
Обход позволил разгрузить участок между Можайским и Минским шоссе, где в среднем за сутки проезжают более шестидесяти тысяч автомобилей, а в летнее время трафик достигает и ста тысяч.
Открытие этого, казалось бы, небольшого участка будет иметь огромное значение для миллионов жителей Подмосковья, — подчеркнул председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко. — Новый участок улучшит транспортную доступность в Одинцове, Звенигороде, Голицыне, Истре, Кубинке, сократит время в пути из Звенигорода до центра Одинцова, а также до аэропорта Внуково.
На обходе Малых Вязём организованы четыре полосы движения — по две в каждую сторону, возведены три транспортные развязки (на пересечении с Петровским шоссе, Ямской улицей и рядом с Голицынской птицефабрикой), а также мост через реку Большую Вязёмку и тоннель. Для комфорта жителей установлено 29 тысяч квадратных метров шумозащитных экранов.
Фото: Государственная компания «Автодор»