К северу — по Северному морскому пути
Одно из старейших судостроительных производств России Балтийский завод на протяжении всей своей истории оставался на технологической передовой: он первым в стране претворял в жизнь смелые отраслевые проекты, и многие корабли, сходившие со стапелей верфи, затем пускались в серию. Именно здесь был создан уникальный плавучий энергоблок «Академик Ломоносов», введенный в промышленную эксплуатацию в мае прошлого года, и именно на Балтийском заводе сегодня строятся самые мощные в мире атомоходы проекта 22220 (ЛК-60Я).
Заметный след в истории флота
Завод был основан в 1856 году купцом первой гильдии сахарозаводчиком Матвеем Карром, который пригласил в компаньоны механика Марка Макферсона. В 1862-м на предприятии была построена канонерская лодка «Опыт» — первый отечественный корабль из железа, а в 1866-м, за три-четыре десятилетия до того, как в мире широко освоили технологию строительства и тактику боевого использования подводных судов, — подлодка конструктора Ивана Александровского с механическим двигателем.
В конце 1860-х годов создание на верфи трехбашенного фрегата «Адмирал Лазарев» положило начало броненосному судостроению России. В 1877-м завод выпустил первый в стране паровой двигатель, его мощность составила 5 300 лошадиных сил, в 1908-м спустил на воду первую отечественную субмарину, оснащенную дизельной силовой установкой с реверсивным устройством, — «Миногу». В 1920-х годах предприятие одним из первых в Советском Союзе возобновило производство коммерческих судов (лесовозов, грузо-пассажирских теплоходов, дизельных ледоколов) и приступило к реализации военных проектов.
В первый месяц Великой Отечественной войны более семи тысяч судостроителей завода были призваны в ряды Красной Армии и Военно-Морского Флота, вступили в народное ополчение. Оставшиеся в тяжелых условиях блокадного Ленинграда изготавливали снаряды, детали для полковых пушек, военную технику, строили и восстанавливали поврежденные авиабомбами корабли. Почти шесть тысяч ушедших на фронт так и не вернулись домой.
В 1960–1970-х годах работники предприятия приняли участие в реализации программ освоения космоса. Силами балтийцев были созданы научно-исследовательские суда «Космонавт Владимир Комаров» и «Космонавт Юрий Гагарин», предназначавшиеся для управления полетом космических аппаратов.
Всего за время существования завода его корабелы построили около шестисот технически сложных и уникальных для своего времени военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.
С октября 2011 года предприятие входит в состав Объединенной судостроительной корпорации.
Второе пришествие «Арктики»
Балтийский завод обладает уникальным опытом строительства надводных кораблей с ядерными энергетическими установками. На нем были спущены на воду все действующие российские атомные ледоколы, оснащенные судовым реактором КЛТ-40 и его модификациями, а также атомные крейсеры. Здесь же строился атомоход, оборудованный предшественниками КЛТ-40 — двумя ядерными реакторами ОК-900А мощностью по 171 мегаватту, который стал легендой отечественного арктического судоходства. Речь идет о головном корабле серии атомных ледоколов второго поколения, носившем имя «Арктика» и первым в истории достигшем Северного полюса в надводном плавании (это произошло 17 августа 1977 года).
Отдавая дань достижениям прошлого, первому из атомоходов проекта 22220 корабелы дали то же прославленное название. Закладка судна состоялась 5 ноября 2013-го, спуск на воду — 16 июня 2016-го, а передача заказчику, ФГУП «Атомфлот», и поднятие на борту Государственного флага Российской Федерации — 21 октября 2020 года в Мурманске. Первой серьезной задачей для атомохода с момента его ввода в эксплуатацию стала проводка сухогруза «Сияние Севера», которую «Арктика» завершила 24 ноября в порту Сабетта.
— Для нас ключевым событием зимне-весенней навигации стала работа в акватории Северного морского пути головного универсального атомного ледокола «Арктика», — отметил первый заместитель генерального директора – директор по судоходству ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица. — Судно обеспечивало ледокольные проводки на открытых морских участках, а также на канале Обской губы. Атомоход подтвердил свою универсальность. В мае он отработал на малых глубинах в направлении нефтеналивного терминала «Ворота Арктики». В следующем году мы планируем тестовый заход ледокола в Енисейский залив.
В настоящее время на Балтийском заводе ведется сооружение четырех других атомных ледоколов проекта 22220: «Сибири» (проходит швартовные испытания), «Урала» (спущен на воду в мае 2019 года), «Якутии» (спуск на воду намечен на ноябрь 2022-го) и «Чукотки» (заложена в декабре 2020-го). Свои имена они получили в соответствии с традицией «Атомфлота», согласно которой названия новых морских судов выбираются из географических наименований объектов Северного морского пути или повторяют названия легендарных советских атомных ледоколов, выведенных из эксплуатации.
Полномасштабная модернизация
На прошедшем в конце мая V Международном арктическом саммите «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов» Алексей Кадилов представил проект перспективной программы модернизации производственных мощностей АО «Балтийский завод». Она разработана в соответствии со стратегией развития отечественной судостроительной промышленности на период до 2035 года.
Цикл выполнения заказов планируется существенно сократить. К примеру, строительство судов типа ЛК-60Я вместо шести лет будет длиться четыре с половиной года. При этом трудоемкость процесса снизится примерно на 25%, производительность стапельного производства предприятия удвоится, а техническая готовность кораблей при выводе вырастет до 96–98%.
Документ предусматривает возведение перекрытого эллингом сухого дока, реконструкцию и техническое перевооружение корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного цехов, а также сооружение ряда вспомогательных объектов. Все это позволит заводу внедрить и освоить технологию крупноблочного строительства в сухом доковом комплексе и наладить высокосерийное производство крупнотоннажной техники: ледоколов, военных крейсеров, танкеров, судов универсального назначения, плавучих атомных энергоблоков и круизных лайнеров.
По предварительной оценке, срок окупаемости инвестиционных затрат на реализацию программы составит восемь с половиной лет.
Фото: АО «ОСК»/АО «Балтийский завод», Госкорпорация «Росатом»/ФГУП «Атомфлот»