Бизнес-партнерство
 
 К северу — по Северному морскому пути

К северу — по Северному морскому пути

Одно из старейших судостроительных производств России Балтийский завод на протяжении всей своей истории оставался на технологической передовой: он первым в стране претворял в жизнь смелые отраслевые проекты, и многие корабли, сходившие со стапелей верфи, затем пускались в серию. Именно здесь был создан уникальный плавучий энергоблок «Академик Ломоносов», введенный в промышленную эксплуатацию в мае прошлого года, и именно на Балтийском заводе сегодня строятся самые мощные в мире атомоходы проекта 22220 (ЛК-60Я).

Заметный след в истории флота

Завод был основан в 1856 году купцом первой гильдии сахарозаводчиком Матвеем Карром, который пригласил в компаньоны механика Марка Макферсона. В 1862-м на предприятии была построена канонерская лодка «Опыт» — первый отечественный корабль из железа, а в 1866-м, за три-четыре десятилетия до того, как в мире широко освоили технологию строительства и тактику боевого использования подводных судов, — подлодка конструктора Ивана Александровского с механическим двигателем.

В конце 1860-х годов создание на верфи трехбашенного фрегата «Адмирал Лазарев» положило начало броненосному судостроению России. В 1877-м завод выпустил первый в стране паровой двигатель, его мощность составила 5 300 лошадиных сил, в 1908-м спустил на воду первую отечественную субмарину, оснащенную дизельной силовой установкой с реверсивным устройством, — «Миногу». В 1920-х годах предприятие одним из первых в Советском Союзе возобновило производство коммерческих судов (лесовозов, грузо-пассажирских теплоходов, дизельных ледоколов) и приступило к реализации военных проектов.

В первый месяц Великой Отечественной войны более семи тысяч судостроителей завода были призваны в ряды Красной Армии и Военно-Морского Флота, вступили в народное ополчение. Оставшиеся в тяжелых условиях блокадного Ленинграда изготавливали снаряды, детали для полковых пушек, военную технику, строили и восстанавливали поврежденные авиабомбами корабли. Почти шесть тысяч ушедших на фронт так и не вернулись домой.

В 1960–1970-х годах работники предприятия приняли участие в реализации программ освоения космоса. Силами балтийцев были созданы научно-исследовательские суда «Космонавт Владимир Комаров» и «Космонавт Юрий Гагарин», предназначавшиеся для управления полетом космических аппаратов.

Всего за время существования завода его корабелы построили около шестисот технически сложных и уникальных для своего времени военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.

С октября 2011 года предприятие входит в состав Объединенной судостроительной корпорации.

Второе пришествие «Арктики»

Балтийский завод обладает уникальным опытом строительства надводных кораблей с ядерными энергетическими установками. На нем были спущены на воду все действующие российские атомные ледоколы, оснащенные судовым реактором КЛТ-40 и его модификациями, а также атомные крейсеры. Здесь же строился атомоход, оборудованный предшественниками КЛТ-40 — двумя ядерными реакторами ОК-900А мощностью по 171 мегаватту, который стал легендой отечественного арктического судоходства. Речь идет о головном корабле серии атомных ледоколов второго поколения, носившем имя «Арктика» и первым в истории достигшем Северного полюса в надводном плавании (это произошло 17 августа 1977 года).

Отдавая дань достижениям прошлого, первому из атомоходов проекта 22220 корабелы дали то же прославленное название. Закладка судна состоялась 5 ноября 2013-го, спуск на воду — 16 июня 2016-го, а передача заказчику, ФГУП «Атомфлот», и поднятие на борту Государственного флага Российской Федерации — 21 октября 2020 года в Мурманске. Первой серьезной задачей для атомохода с момента его ввода в эксплуатацию стала проводка сухогруза «Сияние Севера», которую «Арктика» завершила 24 ноября в порту Сабетта.

— Для нас ключевым событием зимне-весенней навигации стала работа в акватории Северного морского пути головного универсального атомного ледокола «Арктика», — отметил первый заместитель генерального директора – директор по судоходству ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица. — Судно обеспечивало ледокольные проводки на открытых морских участках, а также на канале Обской губы. Атомоход подтвердил свою универсальность. В мае он отработал на малых глубинах в направлении нефтеналивного терминала «Ворота Арктики». В следующем году мы планируем тестовый заход ледокола в Енисейский залив.

В настоящее время на Балтийском заводе ведется сооружение четырех других атомных ледоколов проекта 22220: «Сибири» (проходит швартовные испытания), «Урала» (спущен на воду в мае 2019 года), «Якутии» (спуск на воду намечен на ноябрь 2022-го) и «Чукотки» (заложена в декабре 2020-го). Свои имена они получили в соответствии с традицией «Атомфлота», согласно которой названия новых морских судов выбираются из географических наименований объектов Северного морского пути или повторяют названия легендарных советских атомных ледоколов, выведенных из эксплуатации.


Корабелы Балтийского завода выполнили операцию по погрузке на борт атомного ледокола проекта 22220 «Якутия» резервных дизельных генераторов
 

Полномасштабная модернизация

На прошедшем в конце мая V Международном арктическом саммите «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов» Алексей Кадилов представил проект перспективной программы модернизации производственных мощностей АО «Балтийский завод». Она разработана в соответствии со стратегией развития отечественной судостроительной промышленности на период до 2035 года.

Цикл выполнения заказов планируется существенно сократить. К примеру, строительство судов типа ЛК-60Я вместо шести лет будет длиться четыре с половиной года. При этом трудоемкость процесса снизится примерно на 25%, производительность стапельного производства предприятия удвоится, а техническая готовность кораблей при выводе вырастет до 96–98%.

Документ предусматривает возведение перекрытого эллингом сухого дока, реконструкцию и техническое перевооружение корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного цехов, а также сооружение ряда вспомогательных объектов. Все это позволит заводу внедрить и освоить технологию крупноблочного строительства в сухом доковом комплексе и наладить высокосерийное производство крупнотоннажной техники: ледоколов, военных крейсеров, танкеров, судов универсального назначения, плавучих атомных энергоблоков и круизных лайнеров.

По предварительной оценке, срок окупаемости инвестиционных затрат на реализацию программы составит восемь с половиной лет.


Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам АО «Балтийский завод»)
Фото: АО «ОСК»/АО «Балтийский завод», Госкорпорация «Росатом»/ФГУП «Атомфлот»
 
 
 
наверх