Легенда Беломорья
Расположенный на берегу Двинской губы Белого моря Северодвинск называют кузницей оборонной мощи страны, центром отечественного атомного судостроения. Одна из двух действующих в городе верфей — легендарный Севмаш, единственное в России предприятие, где осуществляется весь цикл создания субмарин с атомными энергетическими установками.
Революция в отрасли
Именно на заводе № 402 (так предприятие называлось до сентября 1959-го) была построена по проекту 627 и 9 августа 1957 года спущена на воду первая советская атомная подводная лодка (АПЛ) — К-3, позднее получившая наименование «Ленинский комсомол». Ее создатели совершили революцию в отечественном судостроении. Все было в новинку: и материалы, и оборудование, и технологии.
К-3 считалась опытным судном и на протяжении долгих лет не только выполняла боевые задачи, но и служила плавающей научной лабораторией. Подлодка стала широко известна всему миру после того, как, пройдя под толщей арктического льда, 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут 10 секунд достигла Северного полюса Земли.
Всего же более чем за восемь десятилетий (начиная с 21 декабря 1939 года, когда на стапеле верфи был заложен линкор «Советская Белоруссия») завод передал Военно-Морскому Флоту страны 138 атомных субмарин различных проектов, 41 дизель-электрическую подводную лодку и 45 крупных надводных кораблей (больших охотников, миноносцев и крейсеров).
Масштабное обновление
Осваивая выпуск высокотехнологичных судов, Севмаш планомерно модернизирует свои мощности. Масштабное обновление затрагивает все подразделения верфи. Так, в течение последних четырех лет в цехах предприятия удалось заменить десятки единиц мостовых, козловых, стреловых и других типов кранов. Недавно пятитонные козловой и мостовой краны были смонтированы на складах кабельной продукции и судового оборудования. Основной изготовитель этой техники — АО «Великолукский опытный машиностроительный завод». Кроме того, для эксплуатации на площадях корпусно-сварочного производства предназначены грузоподъемные устройства ООО «Уралкран».
Летом текущего года на складе стали цеха складского хозяйства №30 планируется ввести в эксплуатацию козловой кран грузоподъемностью пятнадцать тонн, оснащенный магнитной траверсой.
В сталелитейном цехе №2 помимо новых кранов установили современный комплекс пылегазоочистки, заменили две формовочные машины для изготовления литейных форм и ввели в эксплуатацию двенадцатитонную сталеплавильную печь производства новосибирского АО «СКБ Сибэлектротерм». В ремонтный цех №17 поступило новое оборудование белорусского производства для изготовления сложных изделий и механизмов. Благодаря современным станкам увеличивается скорость обработки материалов и качество выпускаемой корабелами продукции.
Севмашевцы осваивают инновационные конструкторско-технологические решения и внедряют в производство современные материалы, о которых судостроители прошлого могли только мечтать. К примеру, для монтажа оборудования и конструкций применяются полимеры. Об опыте их использования начальник сектора проектно-конструкторского бюро АО «ПО «Севмаш» Игорь Калеминцев в апреле этого года рассказал участникам VI Всероссийской научно-практической конференции «Системы управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции в машиностроении».
Новый способ крепления механизмов с использованием полимеров дает возможность сократить сроки проведения и трудоемкость монтажных работ при строительстве современных ракетоносцев. Новизна технологии заключается в том, что из узлов креплений конструкций исключены стальные клиновые подкладки и платики фундаментов, которые ранее требовалось дополнительно изготавливать и механически обрабатывать. Им на смену пришел современный двухкомпонентный композитный полимерный материал, обеспечивающий необходимые прочностные характеристики.
Действенность этого решения уже подтверждена многолетним опытом его использования на АПЛ четвертого поколения проектов «Ясень-М» и «Борей-А», сошедших со стапелей Севмаша. Новый способ крепления механизмов на фундаменте с использованием жидкотекучей пластмассы защищен патентом. За счет снижения трудоемкости монтажных операций более чем на тридцать тысяч нормо-часов общий экономический эффект от применения при строительстве субмарин технологии, предложенной Игорем Калеминцевым, к настоящему моменту превысил восемьдесят миллионов рублей.
Проектирование — цифровое, погружение — настоящее
Сокращать производственные издержки и повышать точность расчетов позволяют цифровые технологии. Внедрять инновации сотрудникам проектно-конструкторского бюро завода помогают специалисты АО «Северное ПКБ», АО «ЦКБ МТ «Рубин», АО «СПМБМ «Малахит» и АО «ЦМКБ «Алмаз». Объединенными усилиями с применением методов реверсного проектирования и объемного лазерного сканирования, а также благодаря внедрению оптико-электронных инструментов измерений два года назад был создан цифровой макет атомной подводной лодки.
3D-моделированием Севмаш занимается уже давно, но построение информационной модели атомной субмарины в полном объеме было выполнено впервые не только на самой верфи, но и во всей России. На этой основе на заводе выпустили технологическую документацию для изготовления корпусных конструкций, спроектировали маршруты прокладки трубопроводов, сымитировали процессы сборки и работы сложных изделий машиностроения. Новые технологии позволили избежать дорогостоящих и трудозатратных переделок, и на предприятии приступили к масштабированию полученного опыта.
Завод, пишущий морскую историю России
В прошлом году на праздновании восемьдесят третьей годовщины верфи первый заместитель губернатора – руководитель администрации и правительства Архангельской области Ваге Петросян в приветственном слове подчеркнул, что Севмаш для России — это не просто завод, а настоящая легенда.
— Без Севмаша невозможно представить оборонно-промышленный комплекс нашей страны, — отметил Ваге Самвелович. — Вклад предприятия в развитие этой отрасли грандиозен. В Северодвинске построено больше половины всего отечественного атомного флота. Многие страницы морской истории России по-прежнему пишутся в цехах и доках завода.
В настоящее время Севмаш сдает заказчикам одну-две атомные подлодки в год. Планируется, что в 2023 году это будут ракетоносец «Император Александр III» проекта 955А «Борей-А» и многоцелевая АПЛ «Красноярск» — третий (второй серийный) корабль проекта 885М «Ясень-М». Следующий модернизированный «Ясень» — подводный ракетный крейсер «Архангельск» — войдет в состав ВМФ России в 2024 году.
Фото: АО «ОСК»/АО «ПО «Севмаш»