На пути к 5G
Деятельность основного телекоммуникационного партнера столицы — ПАО «Московская городская телефонная сеть» — уже не ограничивается рамками проводных технологий, заданными названием компании. Сегодня МГТС обеспечивает потребности абонентов Московского региона не только в стационарной, но и в мобильной связи, а также широкополосном доступе в Интернет с предоставлением современных цифровых услуг вроде подключения охранной GSM-сигнализации или системы «умный дом».
От ручных телефонных станций до гигабитной пассивной оптической сети
Телефонная сеть из двадцати шести трехзначных номеров была создана в Москве в 1882 году: 13 июля в доме купца Попова на Кузнецком мосту состоялось открытие первой ручной телефонной станции системы Гилеланда американской компании BellTelephone. Через семь лет число абонентов преодолело тысячный рубеж. В 1901 году право эксплуатации городской сети перешло к Шведско-датско-русскому телефонному акционерному обществу, которое начало претворять в жизнь проект «Каждой московской квартире — телефон».
После революции компания была национализирована, появилась аббревиатура МГТС.
В 1930 году в Москве ввели в строй первую автоматическую телефонную станцию, в 1932-м организовали бесплатную справочную службу 09, в 1937-м — службу точного времени 100.
В период Великой Отечественной войны, несмотря на осадное положение столицы и эвакуацию части оборудования на восток страны, связь в городе не прервалась: телефонные станции работали в автоматическом режиме.
Ночью 30 июля 1968 года Москва перешла на семизначную нумерацию. Спустя восемнадцать лет в столице была проложена первая оптоволоконная линия связи.
После того как в 2011 году компания стала дочерней структурой ОАО «МТС» (сегодня — ПАО «МТС»), она начала строительство единой городской цифровой платформы на базе технологии GPON (Gigabit-capable Passive Optical Network) и объявила о преобразовании в мультисервисного оператора. В настоящее время GPON, предполагающая прокладку оптоволоконного кабеля непосредственно в квартиру абонента, а не ко всему зданию (что исключает сбои в работе из-за перегрузки сети), охватывает 98% домохозяйств Москвы и активно развивается в Подмосковье.
Дом с умом
Благодаря GPON москвичам стали доступны интеллектуальные сервисы, в том числе домашняя автоматизация. В системе так называемого умного дома, управлять которой можно через смартфон, бытовые устройства способны решать повседневные задачи без вмешательства человека (например, в нужный момент включать и выключать свет, открывать и закрывать замки, регулировать подачу тепла и очищать воздух в помещении, экстренно оповещать о чрезвычайных происшествиях).
В промышленных условиях помимо контроля систем обогрева, кондиционирования и видеонаблюдения обеспечивается регулирование работы источников резервного питания, насосных станций, шлагбаумов.
В сентябре 2019 года было объявлено о функциональном объединении МГТС и МТС на московском телекоммуникационном рынке. С 2020 года все операционные вопросы, касающиеся продаж услуг и обслуживания абонентов, решаются МТС. Созданный обеими компаниями технологический центр компетенций по телеком-бизнесу отвечает за развитие мобильной и фиксированной сетей, включая их подготовку к внедрению стандарта 5G.
Фото: Группа МТС/ПАО «Московская городская телефонная сеть»