Бизнес-партнерство
 
 Небо зовет

Небо зовет

Объединенная авиастроительная корпорация включает в себя крупнейшие самолетостроительные активы нашей страны. Предприятия ОАК, с одной стороны, участвуют в выполнении государственного оборонного заказа, поставляя современную авиатехнику Вооруженным силам РФ, а с другой — разрабатывают и строят гражданские воздушные суда. В ситуации ввода западными странами антироссийских санкций увеличение объемов производства отечественных гражданских самолетов стало одной из приоритетных задач холдинга.

В поиске наиболее эффективной системы управления

Сегодня в составе корпорации действуют более тридцати отраслевых компаний и авиаремонтных заводов, расположенных в различных регионах России. Они осуществляют весь спектр работ в рамках жизненного цикла авиационной техники — от ее проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации. Входящим в объединение организациям принадлежат права на такие известные бренды, как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», SSJ и МС-21.

Структура корпорации постоянно меняется: идет поиск наиболее эффективной системы управления. На протяжении последних лет ОАК формирует дивизионы по направлениям деятельности. После создания дивизионов транспортной (на базе ПАО «Ил») и специальной (на базе ПАО «Туполев») авиации пришел черед военного и гражданского дивизионов. Для консолидации основных мощностей гражданского авиастроения были объединены производители коммерческих воздушных судов МС-21 и SuperJet 100: в феврале 2020 года АО «Гражданские самолеты Сухого» стало филиалом ПАО «Корпорация «Иркут», получившим название «Региональные самолеты».

Очередные изменения произошли совсем недавно: 1 июня 2022 года завершилось присоединение АО «Компания «Сухой» и АО «РСК «МиГ» к ПАО «ОАК», а 8 июля последнему были переданы полномочия единоличного исполнительного органа ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева». Ранее ПАО «ОАК» перешли такие же полномочия в отношении ПАО «Ил», а затем и в отношении ПАО «Туполев».

— Проведенная реорганизация завершает один из важных этапов корпоративной трансформации ОАК, которая подразумевает в том числе переход от трехуровневой к двухуровневой структуре управления в корпорации, — сказал генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. — При этом сильные и известные во всем мире бренды «Сухой» и «МиГ» сохранятся в производимых самолетах, авторитетные конструкторские школы продолжат развиваться. ПАО «ОАК», таким образом, становится не только корпоративным центром Группы ОАК, но и операционной компанией, непосредственно управляющей производством и конструкторскими бюро, реализующей авиационные программы и разрабатывающей перспективную технику.

Своим путем

Обновляя производственные мощности, ОАК отдает предпочтение российским разработкам. Так, в 2018 году, после введения США торговых ограничений в отношении АО «АэроКомпозит», было развернуто создание отечественных композитных материалов. За короткий для такой сложной задачи срок российская наука и промышленность справились, и перспективный пассажирский самолет МС-21 с крылом из российских композитов совершил свой первый полет в конце 2021 года. Сейчас перед авиастроителями стоит глобальная задача: заменить еще восемьдесят импортных систем и агрегатов этого воздушного судна.

В том же русле ведется работа над созданием импортозамещенной версии самолетов «Суперджет 100» — «Суперджет New». В рамках подготовки серийного производства русифицированной модификации воздушного судна на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») сформировали пул поставщиков отечественных комплектующих и начали реконструкцию производственного комплекса для создания прямопоточной линии сборки SSJ-NEW.

Масштабная программа техперевооружения и реконструкции производственной и летно-испытательной базы, развернутая на КаЗ имени С.П. Горбунова, уже позволила в краткие сроки восстановить выпуск сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. Действующая здесь установка электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига сделана исключительно по российским технологиям, она входит в число наиболее крупных в мире.

Строительство МС-21 и «Суперджета» последовательно продвигается, несмотря на санкционные ограничения. До конца 2023 года планируется завершить сертификацию МС-21 с отечественным двигателем и SSJ-NEW с системами и компонентами, замещенными российской продукцией. Выполняется и план производства лайнеров «Суперджет 100» в Комсомольске-на-Амуре: первые машины, изготовленные в текущем году, уже перелетели в Жуковский, где идет подготовка к их передаче авиакомпаниям «Россия» и «Азимут».

— Производство «Суперджет New» будет наращиваться с выходом в последующие годы на выпуск не менее двадцати самолетов ежегодно, — заявил заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов в ходе своего визита на площадки ПАО «Корпорация «Иркут» в Комсомольске-на-Амуре и Иркутске 3 июня 2022 года. — Основное направление работ по программе МС-21 — это проведение летных испытаний самолета МС-21-310, оснащенного российскими двигателями ПД-14. Испытания идут интенсивно.

Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»)
Фото: ПАО «ОАК»/ПАО «Корпорация «Иркут»
 
 
 
наверх