Бизнес-партнерство
 
На севере Красноярского края открыто крупное газовое месторождение, которому присвоено имя Героя Российской Федерации Е.Н. Зиничева. Запасы этой природной кладовой оцениваются в 384 миллиарда кубометров газа. В геолого-разведочных работах участвовали специалисты ООО «РН-Ванкор» Нефтяное созвездие
На севере Красноярского края открыто крупное газовое месторождение, которому присвоено имя Героя Российской Федерации Е.Н. Зиничева. Запасы этой природной кладовой оцениваются в 384 миллиарда кубометров газа. В геолого-разведочных работах участвовали специалисты ООО «РН-Ванкор»

Нефтяное созвездие

Визитная карточка ПАО «НК «Роснефть» — освоение месторождений Ванкорской группы. Один из крупнейших нефтегазовых проектов постсоветского времени дал мощный импульс развитию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры северных районов Красноярского края. Функции оператора ванкорских залежей выполняет входящее в структуру «Роснефти» ООО «РНВанкор», образованное в апреле 2016 года путем выделения из АО «Ванкорнефть».

Масштабная геологоразведка плюс наукоемкие технологии

Предприятие разрабатывает четыре месторождения кластера: Ванкорское, Сузунское, Тагульское и Лодочное. Расположены они на севере Восточной Сибири, за Полярным кругом, в Туруханском и Таймырском Долгано-Ненецком районах Красноярского края. Кроме того, ООО «РН-Ванкор» проводит геологоразведку на лицензионных участках в Красноярском крае и частично в Ямало-Ненецком автономном округе.

Извлекаемые запасы Ванкорского месторождения категории АВ1 + В2 по состоянию на 1 января 2019 года составили 311 миллионов тонн нефти и конденсата, а также 115 миллиардов кубометров газа. Сузунская кладовая, содержащая высококачественную легкую нефть, способна выдать 51 миллион тонн этого сырья и 37 миллиардов кубометров голубого топлива (здесь и далее речь идет об извлекаемых запасах категории АВ1С1 + В2С2). Отметим, что промышленная добыча на Сузуне началась немногим более пяти лет назад — в августе 2016 года, и уже в феврале 2019-го здесь была добыта 10-миллионная тонна нефти. Тагульские залежи, отличающиеся сложной структурой со множественными коллекторами, хранят 296 миллионов тонн жидких углеводородов и 251 миллиард кубометров газа.

Продолжает удивлять нефтяников Лодочное месторождение, где геолого-разведочные работы ведутся с 2014 года. Пробурив семь поисково-разведочных скважин и проведя 3D-сейсморазведку 490 квадратных километров территории, специалисты «Роснефти» увеличили начальные извлекаемые запасы этой природной кладовой с 31 до 78 миллионов тонн нефти и конденсата. Доразведка Лодочного участка входит в комплексную программу геолого-разведочных работ проекта «Восток Ойл», реализуемого «Роснефтью». В его рамках в этом году были проведены сейсмические исследования 500 квадратных километров площади по методологии 3D и построены три поисково-разведочные скважины. Одна из них выдала фонтанный приток безводной нефти дебитом 225 кубометров в сутки, что существенно выше среднего показателя для новых скважин в России. Геологи доказали нефтенасыщение пласта Нижнехетской свиты и обосновали его включение в основные объекты разработки.

Также на участках Ванкорской группы находятся Горчинское и Ичемминское месторождения, а на одном из соседних участков — Байкаловское. В июле 2020 года на границе Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа ООО «РН-Ванкор» открыло новую нефтегазовую природную кладовую. Поставленные на государственный баланс извлекаемые запасы месторождения, названного Новоогненным, составили более двадцати миллионов тонн нефти и около миллиарда кубометров газа.

В целом благодаря масштабным геолого-разведочным работам на лицензионных участках предприятия ресурсный потенциал Ванкорского проекта увеличился более чем в два раза с начала промышленной разработки в 2009 году.

Новые месторождения все чаще выступают пилотными площадками для внедрения наукоемких технологий. В частности, экономический эффект от применения на Тагульском и Лодочном месторождениях мобильных установок подготовки нефти, созданных специалистами ООО «РН-Ванкор», уже превысил пятьдесят миллиардов рублей. Такие передвижные комплексы предназначены для переработки нефтяной эмульсии до товарного качества и дальнейшей отправки готового сырья в магистральный нефтепровод. Они не имеют свай и фундамента, легко монтируются и могут обслуживать несколько кустовых площадок, выдавая тысячи тонн товарной нефти.

— Наши специалисты разработали пилотный проект создания мобильной установки подготовки нефти на кустовой площадке №1. Решение данной задачи послужило толчком для дальнейшего развития всего Тагульского месторождения и реализации новых проектов, — отметил начальник управления подготовки и перекачки нефти ООО «РН-Ванкор» Александр Попов.

Инфраструктура с чистого листа

В современной России Ванкорский проект стал первым примером успешного освоения крупных углеводородных залежей в условиях полного отсутствия инфраструктуры. К настоящему времени на месторождения проложены автодороги и автозимники, налажена система грузоперевозок в навигационный период по реке Большой Хете — притоку Енисея. Водный транспорт — наиболее экономичный способ доставки на объекты, от которых ближайшая автодорога с твердым покрытием удалена на сотни километров, крупногабаритных модулей, металлоконструкций, строительных материалов, труб для эксплуатационного бурения и другой продукции. Только в 2020 году на месторождения кластера по рекам было переправлено 300 тысяч тонн различных грузов. Рекорд же навигационной кампании был установлен 2009 году. В период активного обустройства и пуска в эксплуатацию Ванкорского месторождения сюда водным путем было доставлено 735 тысяч тонн материалов и оборудования.

В 2021 году интенсивность водного движения еще выросла. Для развития логистики «Восток Ойл» «Роснефть» начала возводить причалы на Енисее. На строящихся в Таймырском Долгано-Ненецком районе речных базах Точино, Таналау и в бухте Север будет организовано хранение материально-технических ресурсов для обеспечения месторождений в рамках проекта. В течение летней навигации речники завезли на стройплощадки 1 200 тонн шпунта, 3,5 тысячи тонн труб, 36 тысяч тонн щебня.


— Нам необходимо обеспечить всем необходимым строителей объектов инфраструктуры нашего большого проекта, — рассказал заместитель генерального директора по материально-техническому обеспечению и транспорту ООО «РН-Ванкор» Александр Жарков. — После завершения речной и морской навигации завоз будет осуществляться по зимним автодорогам. Объем работ очень большой, объектов много.

Мегапроект «Восток Ойл» стремительно набирает обороты: ожидается, что уже в 2022 году общий объем ввозимых грузов увеличится до трех миллионов тонн.

Текст: Владимир КУЗЬМИН, Ольга СВЯЗИНА (по материалам ООО «РН-Ванкор»)
Фото: ПАО «Нефтяная компания «Роснефть»/ООО «РН-Ванкор»
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх