Проектирование — цифровое, погружение — настоящее
Расположенный на берегу Двинской губы Белого моря Северодвинск называют кузницей оборонной мощи страны, центром отечественного атомного судостроения. Одна из двух действующих в городе верфей — легендарный Севмаш, единственное в России предприятие, где осуществляется весь цикл создания субмарин с атомными энергетическими установками.
Севмаш знаменит в первую очередь своими подлодками. Именно на заводе №402 (так предприятие называлось до сентября 1959-го) была построена по проекту 627 и 9 августа 1957 года спущена на воду первая советская атомная субмарина — К-3, позднее получившая наименование «Ленинский комсомол». Ее создатели совершили революцию в отечественном судостроении. Все было в новинку: и материалы, и оборудование, и технологии.
К-3 считалась опытным судном и на протяжении долгих лет не только выполняла боевые задачи, но и служила плавающей научной лабораторией. Подлодка стала широко известна всему миру после того, как, пройдя под толщей арктического льда, 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут 10 секунд достигла Северного полюса Земли.
Всего же за более чем восемь десятилетий завод передал Военно-Морскому Флоту страны 136 атомных субмарин различных проектов, 41 дизель-электрическую подводную лодку и 45 крупных надводных кораблей (больших охотников, миноносцев и крейсеров).
Осваивая выпуск высокотехнологичных судов, Севмаш планомерно модернизирует свои мощности. Масштабное обновление затрагивает все подразделения верфи. Так, только в сталелитейном цехе №2 за последние несколько лет установили пять новых кранов (еще четыре сейчас строятся на Великолукском опытном машиностроительном заводе) и современный комплекс пылегазоочистки, заменили две формовочные машины для изготовления литейных форм. В текущем году здесь ввели в эксплуатацию двенадцатитонную сталеплавильную печь производства новосибирского АО «СКБ Сибэлектротерм» и приступили к монтажу шеститонной (ее пуск намечен на лето). В ремонтный цех №17 поступило новое оборудование белорусского производства для изготовления сложных изделий и механизмов. Благодаря современным станкам увеличивается скорость обработки материалов и качество выпускаемой корабелами продукции.
Сокращать количество производственных издержек и повышать точность расчетов помогают цифровые технологии. В начале этого года пресс-служба Севмаша сообщила о создании на предприятии цифрового макета атомной подводной лодки. Внедрять инновации сотрудникам проектно-конструкторского бюро завода помогали специалисты Северного ПКБ, ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит» и ЦМКБ «Алмаз». В ходе работы применялись методы реверсного проектирования и объемного лазерного сканирования, осваивались оптико-электронные инструменты измерений.
3D-моделированием Севмаш занимается уже давно, но построение в полном объеме информационной модели атомной субмарины было выполнено впервые не только на самой верфи, но и во всей России. На этой основе на заводе выпустили технологическую документацию для изготовления корпусных конструкций, спроектировали маршруты прокладки трубопроводов, сымитировали процессы сборки и работы сложных изделий машиностроения. Новые технологии позволили избежать дорогостоящих и трудозатратных переделок, и сейчас на предприятии идет масштабирование данного проекта.
Фото: АО «ОСК»/АО «ПО «Севмаш»