Разработан способ защиты деталей наземных и морских газотурбинных двигателей от негативного воздействия
Технология нанесения термобарьерных покрытий, предложенная специалистами ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в контур управления АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Госкорпорации «Ростех»), позволяет увеличить коэффициент полезного действия и срок эксплуатации силовых установок.
Воздействие агрессивной среды на детали двигателей — важная проблема, которую решают инженеры-двигателестроители во всем мире. Новый метод заключается в формировании эффективного слоя защиты последовательно: сначала защитные материалы испаряют с помощью электронного луча, затем конденсируют их в условиях вакуума на поверхность детали. Благодаря этому повышаются адгезионные свойства покрытий, значительно уменьшается влияние высокотемпературной солевой коррозии и окисления на прочность оборудования, тем самым улучшаются характеристики и увеличивается срок эксплуатации силовых установок — как наземных, так и морских.
Эффективность новых систем термобарьерных покрытий доказана опытным путем. Детали с нанесенным защитным слоем прошли ряд испытаний. Их подвергали высокотемпературной солевой коррозии и окислению в потоке продуктов сгорания топлива. Устойчивость к сопротивлению проверялась в среде кратковременной циклической высокотемпературной нагрузки и при механических воздействиях.
— Инициирование и реализация работ в области формирования термобарьерных покрытий электронно-лучевым методом демонстрируют готовность предприятия отстаивать лидирующие технологические позиции в условиях стремительно развивающейся газотурбинной отрасли, — отметил главный инженер ПАО «ОДК-Сатурн» Игорь Ильин. — Решая проблему защиты двигателей от негативных воздействий, мы разработали ряд уникальных научных отчетных и методических документов, а также сформировали информативную базу физико-химических процессов, протекающих в системах покрытий и структурах сплавов.