Разводим «Пираний» и «Сервалов»
История СПМБМ «Малахит» восходит к 1948 году, когда постановлением Совета Министров СССР было создано Специальное конструкторское бюро №143. Термин «специальное» в названии подчеркивал, что перед организацией ставились неординарные целевые задачи: ее коллектив приступил к проектированию скоростных подводных лодок проекта 617 и новых энергетических установок для них.
Для боевых и научных целей
В 1949 году было образовано Центральное конструкторское бюро №16. Оно занималось в первую очередь проектированием тяжелых крейсеров, однако со временем было переориентировано на разработку субмарин. В 1974 году обе организации объединились, образовав Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения «Малахит».
СКБ-143 (с 1966 года — СПМБМ) было задействовано в создании первых отечественных атомных подлодок, а также энергоустановок с жидкометаллическим теплоносителем и лодки-истребителя в титановом корпусе. Начиная с 1968 года все отечественные субмарины оснащались торпедным вооружением и средствами самообороны, изготовленными по документации предприятия. Его научно-исследовательские глубоководные аппараты и базы-лаборатории, такие как «Поиск-2», «Поиск-6», «Бентос» и пришедшие им на смену в ХХI веке «Русь» и «Консул», использовались в научных целях по всему миру. Кроме того, СПМБМ «Малахит» занималось проектированием малых («Пиранья») и сверхмалых («Тритон-1М», «Тритон-2») подводных лодок.
В 1991 году организация была переименована в Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».
СПМБМ «Малахит» — разработчик многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень» с крылатыми ракетами четвертого поколения. Головной атомный подводный крейсер этого проекта К-560 «Северодвинск» в 2014 году вошел в состав Северного флота, последующие корабли стали строить по модернизированному проекту 885М «Ясень-М». Всего запланировано создание девяти атомоходов, три из них уже находятся в строю.
До 1 200 миль без всплытия на поверхность
В настоящее время специалисты АО «СПМБМ «Малахит» работают над проектом П-750Б «Сервал». Эта малая многоцелевая подводная лодка имеет множество оригинальных технических решений. Ее преимущества — высокая степень автоматизации, маневренность, скрытность, способность вести боевые действия на мелководье. Силовая установка «Сервала» состоит из двух газотурбинных агрегатов и гребного электродвигателя мощностью 2 500 киловатт. Без аккумуляторов подлодка будет способна развивать скорость подводного хода 10–12 узлов. Она сможет находиться в автономном подводном плавании до тридцати суток и преодолевать до 1 200 миль без всплытия на поверхность.
Кроме того, коллектив СПМБМ «Малахит» разрабатывает новые средства освоения морского шельфа и перспективные автономные глубоководные аппараты. Накопленный конструкторским бюро потенциал находит достойное применение при укреплении подводного оборонительного щита России и освоении Мирового океана.
Фото: АО «СПМБМ «Малахит»