Бизнес-партнерство
 
 Санкт-Петербург подземный

Санкт-Петербург подземный

ГУП «Петербургский метрополитен» — основа общественного транспорта Северной столицы — ежедневно перевозит два миллиона пассажиров. Уделяя большое внимание модернизации подземных объектов и обновлению подвижного состава, руководство предприятия отдает предпочтение отечественным импортозамещающим технологиям и оборудованию.

Прожект, ставший реальностью

Идея создания в Санкт-Петербурге городской внеуличной железной дороги — метрополитена — уходит корнями в XIX столетие. Еще в 1820 году некий мещанин Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к императору Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 рублей и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». С близкими идеями и столь же безрезультатно выступал и известный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин.

В итоге первая линия петербургской (тогда — ленинградской) подземки, ведущая от «Площади Восстания» до «Автово», открылась только в ноябре 1955 года — через два десятилетия после начала работы Московского метрополитена. К моменту распада СССР в состав метро Северной столицы входили уже четыре линии, на которых было расположено пятьдесят четыре станции. Протяженность тоннелей составляла 94,2 километра.

Сегодня под управлением ГУП «Петербургский метрополитен» находятся пять линий, суммарная эксплуатационная длина которых насчитывает 124,8 километра, с семьюдесятью двумя станциями (из них восемь — без эскалаторов) и шестью депо.

В прошлом июле была принята Стратегия ГУП «Петербургский метрополитен» на период до 2035 года. Ее разработчики опирались на результаты комплексного стратегического планирования, осуществлявшегося в течение более чем десяти лет. В частности, оценивалось текущее состояние и конкурентные преимущества метро, отслеживались современные тренды, были проанализированы потенциальные угрозы и сформированы прогнозы дальнейшего развития предприятия. Также учитывались параметры средне- и долгосрочного прогнозов социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

По последнему слову науки и техники

Благодаря последовательному внедрению новых отраслевых технологий метро Санкт-Петербурга год от года становится все более удобным для пассажиров. Жители и гости города пользуются возможностью оплачивать проезд с помощью электронных носителей информации и получать сведения об изменении в работе предприятия с помощью мессенджеров. До конца текущего года планируется оборудовать все станции Петербургского метрополитена новыми указателями, упрощающими навигацию там, где есть минимум два выхода, и содержащими данные о городском наземном пассажирском транспорте.


Также на станциях устанавливаются современные аппараты для пополнения проездных билетов. Оплата здесь производится только по безналичному расчету, а чек можно получить, воспользовавшись QR-кодом. Автоматы сами распознают вид проездного билета, и пассажиру не нужно вводить данные вручную. В итоге время обслуживания каждого человека сокращается на десять-пятнадцать секунд, что имеет большое значение в часы пик. Семнадцать таких устройств были введены в действие к 1 февраля этого года, еще пятьдесят планируется смонтировать до конца декабря.


Особое же внимание тех, кто спускается в подземный Санкт-Петербург, привлекают новые модели поездов (из почти двух тысяч вагонов городской подземки к настоящему времени обновлено 33%). Пассажиры ценят их за комфортабельность, а работники метрополитена — за экономичность: составы «НеВа», «Юбилейный» и «Балтиец», имеющие асинхронный тяговый привод (АТП), способны возвращать энергию, вырабатываемую при торможении, в тяговую сеть.

Повсеместному использованию составов с АТП препятствует устаревшая инфраструктура Петербургского метрополитена, которая требует основательного технического перевооружения. Первой станцией, реконструированной в рамках программы замены подвижного состава на вагоны нового поколения, стала «Площадь Восстания», где пять лет назад была модернизирована одна из старейших совмещенных тягово-понизительных подстанций предприятия — СТП-8. Впервые в России такая работа проводилась без отключения энергообъекта и без изменения графика движения поездов: прокладку кабелей и установку оборудования осуществляли в ночное время. В результате суммарная мощность тяговых агрегатов СТП-8 увеличилась в полтора раза, на контактный рельс первой и третьей линий метро стало подаваться напряжение, необходимое для того, чтобы по ним могли курсировать современные составы.

Сейчас сотрудники предприятия обновляют инфраструктуру станций «Технологический институт», «Автово» и «Площадь Ленина».

— До конца 2023 года мы запустим восемь тяговых трансформаторов из девяти и еще один — в марте 2024 года, — поделился планами начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Евгений Козин. — Это позволит обеспечить бесперебойное использование поездов «Балтиец» и в будущем сократить расходы на электроэнергию. Новое оборудование, которое заменит то, что было установлено еще в 1954 году, полностью удовлетворяет всем современным требованиям. Например, в каждой ячейке электрооборудования вмонтирована отдельная система пожаротушения. Полное окончание [работ в рамках] первого этапа реконструкции тяговой сети на линии 1 намечено на 31 августа 2023 года.

«Балтиец»: создан специально для Северной столицы

Что же представляют собой «Балтийцы», ради ввода в эксплуатацию которых работники петербургской подземки не спали ночами? Это поезда нового поколения, которые полностью отвечают требованиям к умному транспорту. Большая ширина (1 400 миллиметров) прислонно-сдвижных дверей ускоряет посадку и высадку. Благодаря просторным салонам восьмивагонный состав вмещает 1 478 человек. В головных вагонах организовано специальное место для размещения маломобильных пассажиров. В каждом вагоне есть два блока жидкокристаллических табло, установленные на потолке, и восемь наддверных LCD-дисплеев с ЖК-экранами.

Поезда «Балтиец» изготавливает АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод», входящее в контур управления АО «Трансмашхолдинг».

Первый такой состав вышел на линию 12 ноября 2022 года, а уже в конце декабря под землей начал курсировать «Балтиец», оснащенный USB-разъемами (за такую модификацию проголосовали горожане). В каждом вагоне установлены восемь устройств (по четыре с каждой стороны в одном из торцов), благодаря чему подзарядить смартфон или планшет одновременно могут шестьдесят четыре пассажира.

— В электродепо «Автово» наработан большой опыт обучения машинистов на новом подвижном составе еще с тех пор, когда мы переходили с вагонов серии «Ема» на поезда проекта «Юбилейный», — рассказал машинист-инструктор ТЧ-1 «Автово» Виталий Ненилин, — поэтому никаких проблем не возникает. Ежедневно один из составов нового поколения выходит с группой из пяти-шести машинистов на линию для обучения, и в течение трех часов они приобретают навыки управления, рассматривают выходы из штатных и нештатных ситуаций, а в депо получают теоретические знания. Одного дня для того, чтобы освоиться, вполне достаточно: все машинисты опытные, а новый подвижной состав очень удобен в управлении.

Всего до 2031 года ГУП «Петербургский метрополитен» по договору с АО «Трансхолдлизинг» получит девятьсот пятьдесят вагонов поезда модели «Балтиец».

Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам ГУП «Петербургский метрополитен»)
Фото: ГУП «Петербургский метрополитен», АО «Трансмашхолдинг»
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх