Бизнес-партнерство
 
 Сделано в Санкт-Петербурге

Сделано в Санкт-Петербурге

Адмиралтейские верфи по праву называют центром неатомного подводного кораблестроения России, ведь за время существования предприятия с его стапелей сошло более четырехсот субмарин, основная часть которых — дизель-электрические. Недавно список построенных здесь судов пополнила подводная лодка «Магадан» проекта 636.3.

Трудовой подарок ко дню рождения завода

Сегодня мощности предприятия, действующего в структуре АО «Объединенная судостроительная корпорация», полностью загружены. После того как с августа 2010 года по ноябрь 2016-го на верфях были построены шесть дизель-электрических судов проекта 636.3 для Черноморского флота, в июле 2017-го адмиралтейцы приступили к созданию субмарин этой серии для службы на Тихоокеанском флоте. Проектировщики учли специфику эксплуатации подлодок в условиях Дальнего Востока.


Первый готовый корабль, получивший название «Петропавловск-Камчатский», был передан заказчику в ноябре 2019 года, второй — «Волхов» — в октябре 2020-го. Год спустя пришел черед «Магадана». На четвертой подводной лодке тихоокеанской серии — «Уфа» — сейчас ведутся трубомонтажные и электромонтажные работы, устанавливается акустическое покрытие. Заложенные при участии Президента РФ Владимира Путина 23 августа 2021 года пятая и шестая субмарины проекта — «Можайск» и «Якутск» — находятся на стадии формирования блоков.

— Подводные лодки модифицированного проекта 636.3 имеют более высокую по сравнению с судами предыдущих проектов боевую эффективность, — приводит слова генерального директора АО «Адмиралтейские верфи» Александра Бузакова газета «Красная звезда». — Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.

Досрочную передачу ВМФ России большой дизель-электрической подводной лодки «Магадан», состоявшуюся 12 октября 2021 года, Александр Бузаков назвал прекрасным трудовым подарком ко дню рождения завода (Адмиралтейские верфи были основаны 5 ноября 1704-го).

Подводная лодка «Магадан» была заложена в ноябре 2019-го. Не прошло и двух лет, как мы поднимаем на ней флаг. Это хороший темп, который адмиралтейцы сохранят при строительстве всей серии. Сегодня строительство судов проекта 636.3 идет активными темпами и приближается к завершению.


Принимая на баланс новую боевую единицу, временно исполняющий обязанности начальника главного штаба ВМФ России Михаил Неупокоев выразил уверенность, что экипаж субмарины с достоинством справится со всеми стоящими перед ним задачами.

— Сегодня в Военно-Морском Флоте очередное пополнение, — заявил контр-адмирал. — Мы принимаем в свой состав новейший боевой корабль, большую подводную лодку «Магадан». Много дел предстоит кораблю и его экипажу, прежде чем он войдет в родную гавань Владивосток: отработка и сдача полного курса задач боевой подготовки, ввод в состав боеготовых сил ВМФ, длительный межфлотский переход. В назначенный день подводная лодка встанет к родному причалу, заняв достойное место в составе подводных сил Тихоокеанского флота. Дальше начнется трудная, но почетная боевая работа по защите морских рубежей на востоке нашей страны.

Аналогов нет


Серийное строительство подводных судов на Адмиралтейских верфях началось в 1932 году. Многие из сошедших со стапелей предприятия субмарин и глубоководных аппаратов до сих пор не имеют аналогов в мировом кораблестроении. В их числе — легендарный атомный «подводный истребитель» проекта 705 «Лира», малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья», аппараты «Русь» и «Консул», способные погружаться на шесть тысяч метров, а также батискаф «Бестер-1», позволяющий сухим путем эвакуировать экипаж терпящей бедствие подлодки с глубины более семисот метров.

Исторически сложилось так, что создание сложных, современных и насыщенных опытным оборудованием судов стало традицией для предприятия. Так, закладка 26 декабря 1997 года головного корабля проекта 677 «Лада» — «Санкт-Петербург» — ознаменовала начало строительства в России подводных лодок четвертого поколения. Сегодня на Адмиралтейских верфях готовятся к заводским ходовым испытаниям второго (первого серийного) судна проекта — «Кронштадт». На нем будут установлены модернизированные системы управления корабельными техническими средствами и электродвижения.

Субмарины «Лада» признаны самыми перспективными отечественными неатомными подводными кораблями — как с точки зрения боевой эффективности, так и по другим тактико-техническим характеристикам, отмечают на заводе. АО «Адмиралтейские верфи» — единственное предприятие-строитель кораблей данного класса.

Не только под водой

Большое внимание на предприятии уделяется и претворению в жизнь надводной программы. В рамках нее сейчас здесь строятся многоцелевые надводные патрульные корабли проекта 23550 для Минобороны России: головное судно «Иван Папанин» (его швартовные испытания запланированы на конец 2022 года) и следующий корабль — «Николай Зубов» (в ближайшее время корабелы начнут формировать его корпус на стапеле). Также в работе у адмиралтейцев находится ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» для Росгидромета и серия больших морозильных рыболовных траулеров (БМРТ) проекта СТ-192 для ООО «Русская рыбопромышленная компания».


ЛСП «Северный полюс» предназначена для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Закладка судна состоялась в апреле 2019 года, а в октябре 2021-го стартовали его швартовные испытания. На платформе, которая будет обладать функционалом научно-исследовательского центра, предстоит проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования. При этом она сможет проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). Конструкция и оснащение ЛСП «Северный полюс» позволят обеспечить комфортные и безопасные условия для работы и проживания экипажа и научного персонала при температуре до –50 °С и влажности 85%.

Контракт на строительство десяти судов для ООО «Русская рыбопромышленная компания» был подписан в октябре 2017-го в рамках государственной программы инвестиционных квот. Траулеры серии закладываются парами, по два в год. Первый БМРТ — он получил название «Капитан Вдовиченко» — был спущен на воду в марте 2020-го и на днях приступил к заводским ходовым испытаниям, второй — «Механик Маслак» — сошел со стапелей в позапрошлом июне. На третьем и четвертом траулерах — «Механике Сизове» и «Капитане Мартынове» — идет монтаж судовых систем и оборудования, окраска внутренних цистерн. Корпуса «Капитана Юнака» и «Механика Щербакова» формируются на стапелях.

— Траулеры данного проекта являются одними из самых современных рыбопромысловых судов в мире, — отмечает Александр Бузаков. — Благодаря возможности вести промысел рыбы в отдаленных от берега районах, в том числе в Арктике и Антарктике, новые суда будут способствовать укреплению позиций российского добывающего флота в Мировом океане.

Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам АО «Адмиралтейские верфи», redstar.ru)
Фото: АО «Объединенная судостроительная корпорация»/АО «Адмиралтейские верфи»
 
 
 
наверх