Бизнес-партнерство
 
 Сердце отечественного моторостроения

Сердце отечественного моторостроения

История разработчика и крупнейшего производителя авиационных двигателей в России — ПАО «ОДК – Уфимское моторостроительное производственное объединение» — началась 17 июля 1925 года, когда Совет труда и обороны СССР принял решение об организации в Рыбинске на базе авторемонтных мастерских бывшего «Русского Рено» завода по выпуску авиамоторов. Предприятие ввели в действие 14 января 1928 года как завод №26. Первым его двигателем стал поршневой М-17.

Через три года началось строительство завода комбайновых моторов в Уфе. В 1940 году он был передан Наркомату авиационной промышленности с присвоением номера 384 и стал дублером рыбинского предприятия. До Великой Отечественной войны здесь изготовили 675 авиадвигателей М-105.

В военное время на площадях завода №384 разместился ряд эвакуированных в Уфу производств (рыбинский моторный завод №26, частично московский 219-й и два ленинградских завода-дублера — 234-й и 451-й). Все они, а также уфимский дизельный завод №338 17 декабря 1941 года были объединены и за годы войны выпустили более пятидесяти тысяч авиадвигателей, которые стояли на каждом третьем боевом самолете. При этом Як-9У с мотором ВК-107А был признан одним из самых быстрых истребителей Второй мировой.

После победы предприятие-правопреемник объединенных заводов приступило к производству реактивных двигателей РД-10А для истребителей «Як» и «Ла», а затем и принципиально новых турбореактивных РД-9Б с осевым компрессором — для первых серийных сверхзвуковых истребителей семейства МиГ-19. Для ракет различных классов с 1958-го по 1990 год выпускались жидкостные ракетные двигатели более чем двух с половиной десятков моделей и модификаций.

С 1962 года на протяжении четверти века Уфимский моторостроительный завод производил двигатели для семейства одного из самых массовых истребителей мира — МиГ-21. В 1974-м был освоен выпуск турбореактивных агрегатов с форсажной камерой Р29Б-300 для истребителей-бомбардировщиков МиГ-27, а годом позже — Р29-БС-300 для истребителей-перехватчиков Су-22. В 1978-м на базе завода сформировали Уфимское моторостроительное производственное объединение, которое в 1980-х приступило к выпуску бесфорсажного турбореактивного Р-95Ш и его усовершенствованного варианта Р-195 для штурмовика Су-25. Оба двигателя признаны самыми надежными в своем классе.

Еще одно знаковое изделие УМПО — двигатель четвертого поколения АЛ-31Ф для многоцелевого истребителя Су-27. Его модификация АЛ-31ФП с поворотным реактивным соплом для самолетов типа Су-30 выпускается серийно с начала ХХI века.

Сегодня ПАО «ОДК-УМПО» (это название компания носит с сентября 2017 года) действует в контуре управления АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) и помимо основной производственной площадки в Уфе имеет два филиала — Опытно-конструкторское бюро имени А.М. Люльки (Москва) и Лыткаринский машиностроительный завод (Московская область). Оба они были присоединены к УМПО в 2012–2013 годах в рамках формирования на его базе дивизиона ОДК «Двигатели для боевой авиации». Тогда же объединение получило статус головного разработчика перспективного двигателя для истребителя пятого поколения Су-57 (ПАК ФА).

Наряду с этим за ОДК-УМПО закреплен выпуск более 30% деталей и узлов новейшего гражданского турбовентиляторного двигателя ПД-14 (им будет оснащаться авиалайнер МС-21). В октябре прошлого года уфимские моторостроители приступили к созданию единой цифровой среды для их производства. 

Основным элементом цифрового пространства станет система планирования и учета производственных операций с применением штрихкодирования сопроводительных документов. Проект реализуется на базе двадцати цехов ОДК-УМПО, участвующих в производстве ПД-14. В рамках него обеспечивается поставка программно-аппаратных комплексов, которые позволят выдавать рабочим информацию о персональном задании на смену и фиксировать факт его выполнения.

Завершить осуществление проекта планируется до конца 2021 года. Следующим этапом станет внедрение наработанной схемы во всех производственных подразделениях ОДК-УМПО, а также на других предприятиях ОДК.

Текст: Владимир КУЗЬМИН
Фото: Госкорпорация Ростех
 
 
наверх