Бизнес-партнерство
 
 Создатели авиационных сердец

Создатели авиационных сердец

Входящий в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха научно-производственный комплекс «Пермские моторы» специализируется на разработке, серийном изготовлении и сервисе авиадвигателей, а также создает промышленные газотурбинные установки и электростанции. В его составе действуют два ключевых предприятия прикамского моторостроения — конструкторское бюро АО «ОДК-Авиадвигатель» и завод АО «ОДК-Пермские моторы».

От М-25 до ПД-14

Освоение производства авиадвигателей в Перми началось в цехах еще строящегося завода №19. Днем его рождения считается 1 июня 1934 года, когда был собран и испытан звездообразный поршневой мотор М-25, созданный по лицензии американской компании Curtiss-Wright на базе двигателя Cyclone. В том же году в составе завода открыли конструкторское бюро, где наряду с подготовкой технической документации для М-25 развернулись работы по созданию отечественных двигателей, главным образом для истребительной авиации. Пять лет спустя это подразделение было выделено в самостоятельное предприятие — ОКБ-19 (будущее АО «ОДК-Авиадвигатель»).

Звездообразный поршневой мотор М-25 представлен в корпоративном музее АО «ОДК-Пермские моторы», рассказывающем об истории пермского моторостроения

Во время Великой Отечественной войны завод №19, которому вскоре после основания присвоили имя И.В. Сталина, увеличил объемы производства в три раза, передав за четыре года пяти авиастроительным предприятиям страны почти тридцать две тысячи моторов. Ими оснащались боевые самолеты, в том числе знаменитые Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2. Вклад западноуральских моторостроителей в победу был отмечен орденом Красного Знамени, а боевые летчики высоко оценили надежность их продукции.

С переходом авиации в 1950-х годах с поршневых на реактивные двигатели на предприятии началась новая — реактивная — эра. Здесь появилось производство жидкостных ракетных двигателей, начался серийный выпуск двухконтурных газотурбинных моторов Д-20П и Д-30, разработанных конструкторами ОКБ-19 для самолетов Ту-124 и Ту-134. Завод удовлетворял до 60% потребностей страны в двигателях для гражданского авиастроения.

В 1980-е годы предприятие, получившее к тому времени новое название — Пермское производственное объединение «Моторостроитель» имени Я.М. Свердлова, приступило к производству двигателя четвертого поколения ПС-90А, предназначенного для пассажирских самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-76.

Следующее десятилетие, ставшее временем структурного кризиса отечественной авиационной промышленности, открыло для пермских моторостроителей новую нишу: на базе авиационных технологий они начали создавать газотурбинное оборудование для нефтегазовой отрасли. Сегодня АО «ОДК-Пермские моторы» выпускает более десяти типов газотурбинных установок мощностью от 2,5 до 25 мегаватт.

Отметим, что «Пермскими моторами» предприятие стало называться в 1992 году после акционирования. Через пять лет его переименовали в Пермский моторный завод, а в 2016-м в рамках ребрендинга предприятий ОДК было утверждено современное название.

В 2021 году Росавиация выдала АО «ОДК-Пермские моторы» сертификат одобрения, предоставляющий право на серийное производство турбореактивных двигателей пятого поколения ПД-14 для среднемагистральных самолетов МС-21-310.



Двигатель 5+

В ходе Дня машиностроения, прошедшего 18 января этого года в рамках форума-выставки «Россия», заместитель генерального директора АО «ОДК» Михаил Ремизов сообщил о скором старте серийных поставок ПД-14.

Год текущий — это год нашего контрактного обязательства по сертификации двигателя и начала серийных поставок, — заявил Михаил Витальевич.

Сейчас ПД-14 в состоянии обеспечить авиалайнеру МС-21 дальность полета 5,1 тысячи километров, но в перспективе она может быть увеличена до шести-семи тысяч.

Наряду с этим АО «ОДК-Пермские моторы» создает двигатель большой тяги ПД-35 (число 35 обозначает класс тяги в тонна-силах). Это новый мотор поколения 5+, предназначенный для перспективного российского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. По сообщению пресс-службы Госкорпорации «Ростех», первые испытания газогенератора авиадвигателя, состоявшиеся осенью прошлого года, превзошли ожидания.

Разрабатываемая Объединенной двигателестроительной корпорацией силовая установка будет настоящим гигантом — в нашей стране таких авиадвигателей еще не было, — подчеркнули в Ростехе.

Также компания продолжает выпускать двигатели промышленного назначения для ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «НОВАТЭК» и других представителей нефтегазовой отрасли. За тридцать лет работы суммарная наработка парка пермских газотурбинных установок превысила внушительную отметку сорок три миллиона часов.

Для наращивания объемов производства на предприятии реализуется более двадцати инвестиционных проектов, направленных на развитие производственных мощностей.



Оптимизировать процессы и сокращать рутину

Важная задача, решаемая в наши дни российской промышленностью, — применение искусственного интеллекта. О том, как ее решают пермские двигателестроители, в ходе X Международного технологического форума «Инновации. Технологии. Производство» рассказал начальник отдела систем инженерного анализа АО «ОДК-Авиадвигатель» Дмитрий Худяков.

Так, сегодня с применением методов машинного зрения анализируются результаты испытаний на статическую прочность и циклическую долговечность элементов рабочих лопаток вентилятора авиадвигателей. Создана нейросетевая модель определения форм колебаний лопаток газотурбинных установок по интерференционным изображениям, получаемым при испытаниях. Методы машинного обучения используются для построения моделей предиктивной диагностики состояния эксплуатируемых агрегатов. Среди перспективных направлений — разработка на основе искусственного интеллекта чат-ботов, обученных на конструкторской документации.

Текст: Сергей КАЙНЕТДИНОВ (по материалам АО «ОДК-Пермские моторы»)
Фото: АО «ОДК»/АО «ОДК-Пермские моторы»
 
 
 
наверх