Своевременные шаги
ПАО «НК «Роснефть» реализует стратегию «Роснефть-2030: надежная энергия и глобальный энергетический переход». О ее принятии и досрочном достижении большинства целей, заданных стратегией «Роснефть-2022», компания сообщила в конце прошлого года. В новом документе целевым ориентиром в области добычи углеводородов назван показатель 330 миллионов тонн нефтяного эквивалента (по итогам 2021 года объем добычи составил 245,3 миллиона). В сфере нефтепереработки предусмотрен рост выхода светлых нефтепродуктов до 69% (сейчас — 56,6%). Тенденции развития компании продиктованы принципами новой индустриализации, ориентирующей бизнес на построение высокотехнологичных роботизированных производств и выпуск импортозамещающей продукции. Соответственно, актуальной задачей для «Роснефти» остается техническое перевооружение ее предприятий.
Управление техпроцессами на автопилоте
Действующее в структуре группы ПАО АНК «Башнефть» в начале июля этого года сообщило о том, что нефтеперерабатывающий комплекс компании (он включает филиалы «Башнефть-Новойл», «Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-УНПЗ») внедрил систему усовершенствованного управления технологическими процессами (СУУТП). Это значимый элемент проекта создания цифрового завода. Подбирая наилучший режим работы оборудования для конкретного состава сырья, СУУТП стабилизирует процесс производства, заметно увеличивая выход высокомаржинальной продукции. Также повышается уровень безопасности установок НПЗ: система одновременно регулирует все доступные параметры, что было невозможно, когда этим занимался оператор. Кроме того, в результате уменьшается потребление топливного газа в печах нагрева, что сокращает объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Внедрение СУУТП отвечает одному из базисных элементов стратегии «Роснефть-2030» — цифровизации во всех областях деятельности. К настоящему времени экономический эффект от использования системы уже превысил 450 миллионов рублей.
«Роснефть» планирует объединить возможности СУУТП, работающих на отдельных технологических объектах, чтобы получить дополнительный синергетический эффект.
Сокращение энергопотребления
Еще одно дочернее общество ПАО АНК «Башнефть» — ПАО «Уфаоргсинтез» — завершило модернизацию своих систем водоснабжения и водоотведения. Это позволило предприятию обеспечить экономию электроэнергии до 330 тысяч киловатт-часов в год и оптимизировать процесс обслуживания трубопроводов.
Энергопотребление сократилось на треть благодаря переоснащению устройства для охлаждения воды, при этом основную роль в энергосбережении сыграл новый двигатель охлаждающей установки. Замена 80% трубопроводов прямой и обратной промышленной воды ощутимо снизила ее расход и затраты на перекачку стоков на биологические очистные сооружения. Также был полностью вынесен из-под земли трубопровод одного из водоблоков, что существенно уменьшило затраты на его обслуживание.
Проведенные работы стратегически значимы для дальнейшего роста ПАО «Уфаоргсинтез» — одного из крупнейших российских производителей фенола, ацетона, полиэтилена, полипропилена и продукции органического синтеза. Отметим, что это одно из двух отечественных предприятий, на которых организован выпуск этилен-пропилен-диенового каучука (СКЭПТ), широко используемого в современной промышленности.
Промышленное производство катализаторов гидрокрекинга: первое в России
В ходе открытия 30-й, юбилейной выставки-форума «Газ. Нефть. Технологии», состоявшейся в Уфе 24 мая, был дан старт промышленному производству катализаторов гидрокрекинга в ООО «РН-кат» в Стерлитамаке. Специалисты этого дочернего предприятия ПАО АНК «Башнефть» разработали собственную технологию получения данного продукта. Его испытания, проведенные на базе ООО «Новокуйбышевский завод катализаторов» с привлечением специалистов ПАО «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке», показали, что отечественная разработка не уступает импортным аналогам по таким ключевым параметрам, как активность (продолжительность работы с сохранением качественных характеристик) и отбор целевых продуктов (объем основной выработанной продукции).
Новинка позволит увеличить выпуск дизельного топлива класса «Евро-5» с ультранизким содержанием серы и заметно снизить зависимость российской нефтеперерабатывающей отрасли от зарубежной продукции. До недавнего времени импорт катализаторов гидрокрекинга составлял 90% от общего объема их поставок.
Генеральный директор ООО «РН-кат» Альберт Сафин подчеркнул, что потребности в новом продукте предприятия обозначили практически все российские нефтяные компании.
— Производство на базе «РН-кат» — своевременный шаг, поскольку в условиях внешних ограничений обеспечение катализаторами является стратегическим. Наше предприятие готово обеспечить этой продукцией всю отечественную отрасль, — заявил Альберт Дайнуллович.
В конце 2021 года специалисты «РН-кат» изготовили каталитическую систему для установки гидрокрекинга «Башнефть-Уфанефтехим». В ближайшее время катализатор будет загружен в реактор. В перспективе планируется загрузка установок гидрокрекинга на остальных НПЗ компании.
На пути к углеродной нейтральности
Наряду с увеличением операционной эффективности приоритетом стратегии «Роснефть-2030» объявлено снижение углеродного следа. Компания намерена достичь углеродной нейтральности к 2050 году.
Год назад ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Россети» в рамках XXIV Петербургского международного экономического форума заключили соглашение о намерениях по сотрудничеству в области развития зарядной инфраструктуры для электромобилей. В настоящее время в розничной сети «Роснефти» работают зарядные станции на АЗС в Московской, Тверской, Ленинградской областях и в Краснодарском крае. Кроме того, в Хабаровском, Приморском краях и на Сахалине компания установила такие объекты в рамках сотрудничества с ПАО «РусГидро».
Этим летом первая быстрая зарядная станция для электротранспорта появилась в автозаправочном комплексе «Роснефти» в Бурятии. Место для нее — в Улан-Удэ по адресу улица Бабушкина, 156 — было выбрано с учетом мнений пользователей. Станция способна зарядить аккумуляторные батареи электрокара в течение тридцати – сорока минут. Оборудование поддерживает стандарты CCS, CHAdeMO и Type 2 и полностью соответствует международным требованиям к подобной технике.
— В нашем городе есть пионеры-первопроходцы, владельцы электромобилей — самых чистых, экологичных средств передвижения, — отметил в общении с корреспондентами ГТРК «Бурятия» мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков. — Пока [таких] владельцев мало — чуть более двухсот, но это только начало. У нас уже есть станции медленной зарядки. Развитие электротранспорта в Улан-Удэ — это не только защита окружающей среды, очищение нашего воздуха, но и создание комфортных условий для жизни. Эта станция до конца лета будет заряжать наших автомобилистов бесплатно. В добрый путь!
Фото: ПАО «НК «Роснефть»/ПАО АНК «Башнефть»