Бизнес-партнерство
 
 Территория «АЛРОСА»

Территория «АЛРОСА»

Официальным днем рождения АК «АЛРОСА» считается 19 февраля 1992 года, когда президентским указом было основано акционерное общество «Алмазы России – Саха». При этом вошедшие в состав организации геолого-разведочные экспедиции имеют еще более долгую историю: они стояли у истоков промышленной отечественной алмазодобычи. Сегодня для разработки разведанных запасов специалисты компании, а также ее дочерних и зависимых предприятий, опираясь на опыт, накопленный предшественниками, ведут объемную научно-техническую работу, осваивая и внедряя цифровые технологии.

По цифровому следу

Основная деятельность Группы АЛРОСА сосредоточена в Республике Саха (Якутия) и Архангельской области, а также в странах Африки, где ведутся геолого-разведочные работы. В 2022 году руководство объединения планирует добыть 33–34 миллиона карат алмазного сырья, а не позднее 2026 года достичь ориентира 35–36 миллионов карат. Для этого лидер мировой алмазодобывающей отрасли внедряет в производственные процессы инструменты автоматизации и цифровизации, в чем достиг значительного прогресса.

В частности, еще три года назад каждый горно-обогатительный комбинат группы имел свою программу проведения технического обслуживания и ремонта (ТОиР) разномастной техники, но в 2020 году структура ТОиР была полностью преобразована. Развитие системы планирования ресурсов предприятия (ERP-системы — от англ. Enterprise Resource Planning) и внедрение единой операционной системы и инструментов процессной аналитики (Process Mining) позволили специалистам анализировать и сравнивать эффективность работы ремонтных подразделений разных ГОКов, а также оценивать состояние техники. Сегодня ремонтные цеха и комбинаты взаимодействуют в едином информационном пространстве между собой и с другими подразделениями: финансово-экономическим, логистическим, снабженческим блоками.

— За несколько недель использования Process Mining на основании цифровых следов, отражающих более трехсот тысяч случаев выполнения ТОиР от начала до конца в головной компании «АЛРОСА» (4,5 миллиона действий пользователей), был восстановлен реальный ход процесса ТОиР и найдено и проработано пятнадцать областей потенциального улучшения, — рассказал бизнес-партнер по информационным технологиям ООО «АЛРОСА ИТ» Павел Гаращенко корпоративному изданию «Вестник АЛРОСА». — В 2021 году мы строили следующую ступень развития — запустили проекты детального планирования для составления почасового графика работы ремонтников, слесарей, механиков, энергетиков. Сотрудник ремонтного цеха уже будет получать порядок и состав операций на смену: в какие часы и какую технику ему предстоит ремонтировать. Он сможет заранее подготовить инструменты, запчасти и не только сэкономит время на перемещениях, но и сфокусируется на качестве ремонта. Впервые такой функционал появится на Айхальском ГОКе, а затем будет растиражирован на остальных предприятиях.

Наряду с этим предполагается ввести посменное планирование для производственных участков. На осень 2022 года намечена синхронизация детальных графиков производства и ТОиР.

Мобильные решения и инструменты дополненной реальности

— Помимо прочего, мы развиваем мобильные решения, — сообщил Павел Гаращенко. — В будущем ремонтник станет получать набор ремонтных операций прямо на мобильное устройство. Так же ему будут приходить оповещения о срочном ремонте после аварийного схода техники, например. Условно, не отходя от БелАЗа, он сможет отчитаться о сделанной работе через смартфон-приложение и сразу отправиться к другому объекту. Подобное приложение нуждается в плотной синхронизации с ERP-системой, кроме того, необходимо выстроенное детальное графикование работ с распределением ресурсов. Первые шаги сделаны в 2021-м, и мы продолжим идти по этому пути в 2022-м.

Следующими этапами развития IT-направления в ремонтных подразделениях АК «АЛРОСА», как планируется, станут управление надежностью и предиктивная аналитика. Цеха будут обеспечены цифровыми инструментами для прогнозирования состояния техники, автоматического расчета ключевых показателей эффективности, построения стратегии обслуживания оборудования, предупреждения аварийных простоев.

Большие перспективы IT-cпециалисты видят во внедрении на предприятиях АК «АЛРОСА» инструментов дополненной реальности. Используя специальные очки, можно будет, к примеру, продемонстрировать состояние техники эксперту, находящемуся за тысячи километров от карьера.

— Суть в повышении эффективности ремонтных работ, которые требуют вызова эксперта от производителя оборудования (или другого подрядчика) либо из-за наличия гарантийных обязательств, либо ввиду уникальной сложности случившейся неисправности, — пояснил Павел Гаращенко. — Что, если такие очки появятся в наших ремонтных цехах? Представителю не нужно будет приезжать даже и одного раза. Наш мастер с помощью очков сам передаст всю картину происходящего и, получая инструкции от удаленного эксперта, самостоятельно восстановит технику.

Мы планируем заняться внедрением этой технологии в 2023 году. Здесь можно пойти дальше и вмонтировать электронику в каску, чтобы получать команды и связываться с удаленным экспертом, обходясь вообще без мобильного и оставляя руки свободными.

Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам Акционерной компании «АЛРОСА» (ПАО), «Вестник АЛРОСА»)
Фото: АК «АЛРОСА» (ПАО), almaz-media.tv
 


 
 
наверх