Бизнес-партнерство
 
 Время реформ

Время реформ

Национальный провайдер аэронавигационного обслуживания — ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» — скоро отметит свое 25-летие. Минувший год для коллектива предприятия ознаменовался не только работой в условиях пандемии COVID-19, но и внедрением новой структуры воздушного пространства Московской и смежных с ней зон Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации.

Регулировщики воздушных трасс

Предшественник ЕС ОрВД РФ — Единая система управления воздушным движением (ЕС УВД) СССР, которая была развернута на всей территории страны в период с 1973-го по 1983 год, чтобы обеспечить эффективное использование воздушного пространства нашего государства для решения экономических и оборонных задач. На ее базе после распада Советского Союза, когда произошли крупные структурные преобразования в отрасли, началось формирование новой отечественной системы организации воздушного движения.

В 1994 году были утверждены основные принципы разделения авиапредприятий гражданской авиации на самостоятельные авиакомпании и аэропорты, а также выделения из них подразделений, связанных с обеспечением управления воздушным движением. В мае 1996 года вышло правительственное постановление о создании государственной корпорации для образования единой хозяйственной системы УВД и регулирования использования воздушного пространства России. Уже через несколько месяцев, 25 декабря, такая структура, первоначально именовавшаяся ФУП «Госкорпорация по ОВД», была создана. Свое современное название она получила 15 июля 2004 года.

Сегодня в составе организации действуют один главный, семь зональных и восемнадцать районных центров ЕС ОрВД. Обслуживаемая площадь превышает двадцать шесть миллионов квадратных километров.

В новых условиях

Третьего декабря 2020 года в 3:00 по московскому времени почти над всей европейской частью России была введена новая структура воздушного пространства. В этот момент в Московской и смежных с ней зонах ЕС ОрВД в небе находились около 480 воздушных судов. За процедурой перехода из центра управления полетами филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» лично наблюдали первый заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росавиации Александр Нерадько, его заместитель Дмитрий Ядров и генеральный директор госкорпорации Игорь Моисеенко.

Изменения коснулись маршрутов обслуживания воздушного движения, границ секторов районных диспетчерских центров, запретных, опасных зон и зон ограничения полетов, диспетчерских зон (CTR) аэродромов, маршрутов стандартного вылета (SID), прибытия (STAR), захода на посадку (APPROACH). В итоге была оптимизирована работа восьмидесяти четырех аэродромов: уже сегодня аэронавигационные службы могут обеспечить каждому из них такое количество взлетно-посадочных операций, которое в состоянии принять его наземная инфраструктура.

По данным ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», за счет использования современных методов и средств навигации при формировании маршрутов, бесконфликтных схем прибытия и вылета основных аэродромов, а также благодаря независимым одновременным заходам воздушных судов на посадку на параллельные взлетно-посадочные полосы аэродромов Шереметьево и Домодедово пропускная способность в Московской зоне Единой системы ОрВД увеличилась в полтора раза. Время полета при этом снизилось в среднем на 15%, а протяженность маршрутов — на 21%. Ожидается, что в ближайшее время показатель расхода топлива сократится почти на 14%, при этом расчетная экономия топлива в среднем для прибывающих воздушных судов в Шереметьево составит 39%, в Домодедово — 34%, во Внуково — 23%.

Особое внимание при внедрении новой структуры уделено безопасности полетов, эксперты подсчитали, что ее уровень вырастет в 1,8 раза. В частности, этому будет способствовать тот факт, что после кратного сокращения количества сеансов радиообмена с экипажами воздушных судов снизится загруженность авиадиспетчеров и пилотов.

— Новая структура имеет большой потенциал для дальнейшего развития — она обеспечивает возможность внедрения в ближайшее время перспективных интеллектуальных технологий управления потоками прилетающих и вылетающих воздушных судов, — подчеркнул Игорь Моисеенко. — Такие масштабные изменения стали возможны благодаря совместным усилиям всех заинтересованных сторон. Для оперативного решения вопросов, связанных с выполнением полетов в условиях новой структуры, приказом Росавиации 20 января 2021 года была создана специальная рабочая группа, в состав которой вошли представители Федерального агентства воздушного транспорта, Министерства обороны РФ, федеральных служб безопасности и охраны, авиакомпаний, аэродромов, Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов, провайдера аэронавигационного обслуживания, а также разработчика системы — Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации.

Текст: Ольга СВЯЗИНА
Фото: ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»
 
 
 
наверх