Для обороны и мирной жизни
В текущем году 75-летие будет праздновать Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», действующий сегодня в составе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Предприятие располагается в незамерзающей юго-восточной части Балтики, а потому может круглый год спускать на воду суда для военного и гражданского флота страны. При этом основная специфика верфи — создание сложной, высокотехнологичной продукции.
Возрождение прибалтийского судостроения
За свою историю, которая уходит корнями в далекий 1826 год, завод пережил немало трудных периодов и реформ. В его цехах производились не только суда, но и металлоконструкции, паровозы, оборудование для пищевой промышленности и даже артиллерийские снаряды. Военное судостроение же стало главной специализацией предприятия после того, как в 1930 году его мощности приобрела фирма «Ф. Шихау».
Новая история верфи началась после окончания Великой Отечественной войны, когда немцы бежали из Кёнигсберга. Постановлением Государственного комитета обороны СССР от 8 июля 1945 года было узаконено создание на базе германской фирмы советского судостроительного предприятия, и 2 августа завод передали Наркомату судостроительной промышленности с присвоением номера 820. Вскоре имя сменил и сам город, ставший Калининградом.
Основным направлением деятельности предприятия стало строительство боевых кораблей. Успешный результат напрямую зависел от технического уровня производственных мощностей, и на верфи начали быстро расти новые заводские корпуса, осваиваться передовые технологические процессы. На работу сюда приезжали специалисты со всей страны.
Параллельно на заводе стали развивать и гражданское судостроение. Всего в период с 1945-го по 2015 год со стапелей верфи сошло сто шестьдесят военных кораблей, а также более ста крупных и около четырехсот малых гражданских судов различных типов.
В настоящее время на ПСЗ «Янтарь» (это название предприятие получило в 1966 году) создаются специализированные мощности для выпуска судов по заказу рыбодобывающих компаний. Если сейчас доля гражданской продукции составляет 19%, то после завершения запланированных работ этот показатель должен вырасти до 40%.
Пока гражданскую продукцию на заводе строят на площадках, предназначенных для военного кораблестроения. В частности, по заказу Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина из Петропавловска-Камчатского на «Янтаре» создают серию траулеров-сейнеров проекта SK-3101R. Головной кошельковый траулер — «Ленинец» — был передан заказчику в Калининграде 26 августа 2019 года и 28 ноября добрался до берегов Камчатки после перехода Южным морским путем. Он стал первым в истории современной России судном, построенным для промыслового флота на отечественных верфях. Проект SK-3101R разработала и адаптировала к российским условиям норвежская компания Skipskompetanse AS. Главная особенность траулеров этой серии — наличие специальных отсеков с охлажденной морской водой, что позволяет хранить рыбу в свежем виде до семи суток. На борту помещается до 750 тонн улова, а команда может работать в море целый месяц.
Шестого декабря на ПСЗ «Янтарь» состоялась торжественная церемония поднятия флага Российской Федерации над вторым судном серии — «Командор», а на февраль 2020-го запланирована передача заказчику третьего траулера — «Ударник».
6 декабря на ПСЗ «Янтарь» состоялась торжественная церемония поднятия флага на борту траулера-сейнера «Командор» — второго судна проекта SK-3101R. Длина траулеров этой серии составляет 50,6 метра, ширина — 12 метров. Конструкция предусматривает работу донным и пелагическим тралами, снюрреводом и кошельковой сетью
Будут новые корабли и новые проекты
Между тем военное судостроение для предприятия остается приоритетным. Тринадцатого декабря прошлого года для проведения ходовых и государственных испытаний в Балтийское море вышел большой десантный корабль (БДК) проекта 11711 «Пётр Моргунов», заложенный на заводе в 2015 году. Работу всех его систем и механизмов проверит экипаж совместно со сдаточной командой ПСЗ «Янтарь». Завершить испытания планируется в первом квартале 2020 года, после чего судно войдет в состав ВМФ России.
Передача заказчику головного корабля этой серии — «Иван Грен» — была проведена в июне 2018 года, а заложен он был еще в декабре 2004-го и пережил неоднократные доработки, испытания и экспертизы. Дело в том, что проект создавался в непростые 1990-е годы, поэтому при строительстве возникло много конструкторских вопросов.
— «Иван Грен» стал, по сути, символом возрождения военного кораблестроения в Калининграде, — отметил на церемонии поднятия на борту корабля Андреевского флага президент АО «ОСК» Алексей Рахманов. — Мы уверены, что за ним последуют новые корабли и новые проекты, еще лучше и мощнее. Планы будут корректироваться в контексте сбалансированности размещения заказов на всех верфях корпорации на Северо-Западе. Понимая сильные и слабые стороны каждого из наших заводов, мы будем это учитывать и по согласованию с флотом размещать ровно те корабли, которые, например, здесь, на «Янтаре», получаются лучше всего.
В прошлом году, 23 апреля, на ПСЗ «Янтарь» состоялась закладка еще двух судов проекта 11711 (модернизированного разработчиком, Невским проектно-конструкторским бюро, с учетом всех замечаний к «Ивану Грену») — «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». Их сдача намечена на 2023-й и 2024 годы. Из-за увеличения водоизмещения обоих БДК до шести-семи тысяч тонн они будут оснащены новой, более мощной, чем у первых кораблей этой серии, энергоустановкой из четырех дизелей 16Д49.
Строящиеся БДК получили названия в честь военачальников, которые руководили десантными операциями на Тихом океане в период войны СССР с Японией в 1945 году.
Международное признание
Благодаря высокому качеству своей продукции ПСЗ «Янтарь» в 1990–2000-х годах удачно вписался в систему международной кооперации в судостроении. В число долговременных партнеров завода вошли авторитетные германские верфи Fassmer и Abeking & Rasmussen, которые заказывали постройку насыщенных корпусов для судов различного типа. Большое внимание было уделено сотрудничеству с рядом голландских владельцев речного флота. Особое значение для предприятия имело строительство насыщенных корпусов трех арктических траулеров проекта NVC-369 длиной 65 метров и проекта NVC-371 длиной 70 метров, а также судна для перевозки палет по заказу норвежской компании Umoe Sterkoder.
Кроме того, высокая конкурентоспособность «Янтаря» на мировом рынке судоремонта привлекала норвежских владельцев каботажного флота, для которых помимо текущего межрейсового ремонта выполнялись работы по комплексной модернизации судов, предусматривавшие их удлинение и полную реконструкцию, включая замену основного двигателя, кранов и наращивание надстройки.
Также завод развивает военно-техническое сотрудничество. Одним из самых крупных заказов стало строительство для ВМС Индии серии фрегатов проекта 11356, созданного коллективом Северного проектно-конструкторского бюро. Два из них были заложены в 2007 году, третий — в 2008-м. Особое внимание при оснащении кораблей было уделено высокотехнологичным разработкам. Фрегаты этого проекта стали первыми представителями индийского флота, построенными с применением стелс-технологий. Размещенные на них сверхзвуковые крылатые ракеты BrahMos PJ?10 — продукт российско-индийского предприятия «БраМос Аэроспейс», получившего название в честь рек Брахмапутры и Москвы. Одно из преимуществ BrahMos PJ-10 — скорость, в 2,5–2,8 раза превышающая скорость звука, что делает ракеты практически неуязвимыми.
В 2012 году заказчику были переданы два фрегата серии — Teg («Сабля») и Tarkash («Колчан»), в 2013-м прошла торжественная церемония передачи ВМС Индии третьего корабля — Trikand («Лук»).
Фрегаты проекта 11356 были признаны одними из наиболее эффективных боевых кораблей в своем классе, и с 2010 года началось их строительство для ВМФ России. Три из них — «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — после завершения морских ходовых испытаний в 2016 году были приняты на вооружение и сейчас базируются в Севастополе. Работу над еще тремя пришлось заморозить из-за отказа николаевского НПКГ «Зоря» – «Машпроект» (Украина) поставить для них двигатели. В результате было принято решение о производстве собственной продукции, и к концу 2018 году рыбинское «ОДК-Сатурн» выпустило два первых отечественных газотурбинных двигателя М90ФР. В связи с этим сторожевик «Адмирал Бутаков» планируется принять на вооружение в 2022 году. Еще два корабля — «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» — предполагается в 2023-м передать ВМС Индии.
Прибалтийские кораблестроители год за годом, десятилетие за десятилетием совершенствовали свои возможности. Сегодня коллектив «Янтаря» использует накопленный опыт строительства и ремонта судов различных классов и назначений для выполнения государственной программы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы», цель которой — повышение уровня конкурентоспособности продукции российских верфей на мировом рынке.
Фото: АО «Объединенная судостроительная корпорация»/АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»