Строго по графику
АО «Адмиралтейские верфи», действующее в структуре АО «Объединенная судостроительная корпорация», по праву называют центром неатомного подводного кораблестроения России, ведь за время существования предприятия с его стапелей сошло более четырехсот субмарин, основная часть которых — дизель-электрические. Самой большой стала серия подводных лодок проекта 641: она включила в себя семьдесят пять боевых единиц.
Сделано в Санкт-Петербурге
Серийное строительство подводных судов на Адмиралтейских верфях началось в 1932 году. Многие из сошедших со стапелей предприятия субмарин и глубоководных аппаратов до сих пор не имеют аналогов в мировом кораблестроении. В их числе — легендарный атомный «подводный истребитель» проекта 705 «Лира», малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья», аппараты «Русь» и «Консул», способные погружаться на шесть тысяч метров, а также батискаф «Бестер-1», позволяющий сухим путем эвакуировать экипаж терпящей бедствие подлодки с глубины более семисот метров.
Исторически сложилось так, что создание сложных, современных, насыщенных опытным оборудованием судов стало традицией для предприятия. Так, закладка 26 декабря 1997 года головного корабля проекта 677 «Лада» — «Санкт-Петербург» — ознаменовала начало строительства в России подводных лодок четвертого поколения. Сейчас на Адмиралтейских верфях проводятся заводские ходовые испытания первого серийного судна проекта — «Кронштадт». В середине апреля компания сообщила о завершении их второго этапа. В рамках него были совершены погружения субмарины, проверены, в частности, ее модернизированные системы управления корабельными техническими средствами и электродвижения. Также специалисты верфей завершили стыковку прочного корпуса следующего корабля проекта 677 — «Великие Луки». Продолжается резка металла на еще две подводных лодки данной серии.
Субмарины «Лада» признаны самыми перспективными отечественными неатомными подводными кораблями — как с точки зрения боевой эффективности, так и по другим тактико-техническим характеристикам, отмечают на заводе. АО «Адмиралтейские верфи» — единственное предприятие-строитель кораблей данного класса.
«Нам ничего не мешает»
Сегодня мощности предприятия полностью загружены, портфель заказов сформирован до 2026 года. В прошлом году адмиралтейцы полностью выполнили свой производственный план, включавший двадцать один судовой заказ. Были спущены на воду два больших морозильных рыболовных траулера проекта СТ-192 «Механик Сизов» и «Капитан Мартынов», строящиеся для ООО «Русская рыбопромышленная компания», и заложены на стапелях еще два судна серии — «Капитан Юнак» и «Механик Щербаков». В октябре корабелы приступили к швартовным испытаниям ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс», которая создается по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Состоялась передача Тихоокеанскому флоту дизель-электрической подводной лодки «Магадан» проекта 636.3 и закладка двух следующих субмарин серии — «Можайск» и «Якутск».
Следующая субмарина данной серии носит название «Уфа». По словам начальника Главного штаба ВМФ – первого заместителя Главнокомандующего ВМФ России адмирала Александра Носатова, «в этом подводном корабле собраны лучшие инженерные решения, это инновация, созданная инженерами и корабелами». Спуск судна на воду, состоявшийся 31 марта текущего года, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов назвал очередной трудовой победой адмиралтейцев.
— Уфу и Санкт-Петербург тесно связывают страницы истории, — заявил глава города. — Во время Великой Отечественной войны многие предприятия и жители Ленинграда были эвакуированы в столицу Башкортостана. Я благодарен Министерству обороны за то доверие, которое оно оказывает нашим кораблестроителям. Уверен и знаю, что корабелы Адмиралтейских верфей всегда справлялись и будут справляться с заказами для страны.
Отметим, что ранее, с августа 2010 года по ноябрь 2016-го, на верфях были построены шесть дизель-электрических судов проекта 636.3 для Черноморского флота. Создание аналогичных кораблей для несения службы в Тихом океане началось в июле 2017-го. Проектировщики учли специфику эксплуатации подлодок в условиях Дальнего Востока.
— Строительство субмарин для Тихоокеанского флота идет строго по графику, потому что на лодках нет импортного оборудования, нам ничего не мешает, — сообщил журналистам в мае этого года генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.
Аналогов нет
На протяжении всей истории предприятия его коллектив шел своим путем, создавая уникальные произведения судостроительного искусства. Без преувеличения, эти слова в полной мере относятся и к ЛСП «Северный полюс» — плавучему научно-исследовательскому центру, который сможет двигаться во льдах толщиной до двух-трех метров как за ледоколом, так и самостоятельно (предотвратить зажатие льдами и разрушение позволит оригинальная конструкция корпуса).
Заводские ходовые испытания платформы стартовали 21 мая 2022 года и завершились спустя несколько дней. В процедуре отправки судна на них принял участие министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов.
— Аналогов платформы нет в мире, — подчеркнул Александр Александрович. — Это прекрасное воплощение тех планов, которые зарождались на листе бумаги и были поддержаны руководством нашей страны. Скажу, что мы получили дальнейшее задание разработать новые корабли для Арктики и надеемся, что Адмиралтейские верфи выступят нашим надежным партнером в реализации этих последующих проектов.
В водах Финского залива специалисты предприятия проверили работу вспомогательных дизель-генераторов, главного дизеля, обслуживающих систем, вспомогательных котельных установок и основных судовых агрегатов, провели скоростные и маневренные испытания судна, которое вскоре войдет в состав научно-экспедиционного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
— Если говорить о тех экспедициях в Арктике, которые проходили еще несколько десятков лет назад, можно отметить, что большая часть времени у ученых уходила на борьбу за живучесть, — рассказал генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, наблюдавший за ходом испытаний. — Сегодня благодаря платформе [«Северный полюс»] стало возможным основное время посвятить непосредственно науке.
Не имеет мировых аналогов и созданный молодыми сотрудниками Адмиралтейских верфей, инженером-конструктором Дарьей Полянской и инженером-технологом Кириллом Будниковым, проект круизного пятипалубного судна ледового класса «Умка». Оно способно покорять северные воды и с комфортом возить туристов по одному из самых востребованных и дорогостоящих маршрутов — арктическому. Недавно данная работа была признана победителем открытого конкурса Группы ОСК в области дизайна и художественной эстетики гражданских судов и морской техники в специальной номинации «Общественное признание».
— Мы просмотрели более двухсот моделей современного судостроения и нашли всего лишь два проекта, отдаленно напоминающих наш, — сообщил Кирилл Будников. — Из них лишь один реализован, поэтому наш «Умка» — единственный в мире.
Фото: АО «ОСК»/АО «Адмиралтейские верфи», cipit.gov.spb.ru