Бизнес-партнерство
 
 Вьются железные ленты дорог

Вьются железные ленты дорог

«Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения». Эти слова Франца фон Герстнера, строителя первой железной дороги в Российской империи, и сегодня не теряют актуальности. Оператором отечественной сети железнодорожных магистралей выступает ОАО «Российские железные дороги», объединяющее в своей структуре территориальные филиалы, перевозочные компании, проектные бюро и имеющее целый ряд дочерних и зависимых обществ, а также зарубежных представительств.

Локомотив экономики

Эксплуатационная длина железных дорог холдинга насчитывает 85,6 тысячи километров, при этом электрифицированные линии протянулись на 43,8 тысячи километров. Подвижной состав РЖД включает в себя более 166 тысяч грузовых вагонов всех типов, около 18 тысяч пассажирских вагонов дальнего следования и свыше 12 тысяч пассажирских вагонов пригородных поездов. На железные дороги приходится 46% общего объема транспортных грузоперевозок в стране и 26,4% суммарного пассажирооборота.

В течение 2021 года по сетям РЖД было перевезено 1,41 миллиарда тонн различных грузов (на 3,4% больше, чем в 2020 году), из них 808,9 миллиона тонн (+1,9%) — внутри страны. При этом объем внутренних перевозок угля составил 157,4 миллиона тонн (+2%), нефти — 129,9 миллиона тонн (+6,7%), кокса — 7,9 миллиона тонн (+6,8%), черных металлов — 51,3 миллиона тонн (+1,6%).

— Основной прирост был достигнут за счет того, что у нас появились новые локомотивы, которые могут тянуть составы в 7 100 тонн, — пояснил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров в ходе февральской встречи с депутатами Государственной Думы. — Количество таких составов увеличилось, соответственно, выросли пропускные способности. В прошлом году прошло в два раза больше поездов такого веса.

Аналитики компании отметили увеличение количества перевезенных по железной дороге груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU) — до 6,503 миллиона штук (+12,1%), в том числе 2,468 миллиона (+6,4%) было отправлено во внутреннем сообщении. За последние пять лет этот показатель вырос вдвое.

Погрузка химических и минеральных удобрений составила около 65 миллионов тонн (+3,6%), став историческим рекордом, причем в контейнерах было транспортировано 1,7 миллиона тонн этих востребованных в сельском хозяйстве веществ (на треть больше, чем годом ранее).

В экспортном направлении

По многим показателям прошлый год выдался для ОАО «РЖД» особенным. Так, холдингу удалось достичь еще одного абсолютного максимума, отправив по железной дороге на экспорт 491,3 миллиона тонн грузов (+3,4% к уровню 2020 года). Транзитные же перевозки составили 33,2 миллиона тонн — это на 43,7% больше, чем в позапрошлом году, и самый высокий результат с 2012 года.

Наибольший объем в отправках за рубеж пришелся на уголь — 215,1 миллиона тонн (+7,7%), нефтеналивные грузы — 91,4 миллиона тонн (+0,5%), химические и минеральные удобрения — 38,7 миллиона тонн (+6,6%) и черные металлы — 29,6 миллиона тонн (+4,3%). При этом в направлении портов и погранпереходов восточной части страны рост составил 3,7%, экспорт в южном направлении увеличился на 13,7%, в западном — на 6,3%. Крупнейшими импортерами российских товаров, отправленных по железной дороге, стали Китай, Кипр, Нидерланды, Италия, Турция, Швейцария, Бразилия и Финляндия.

Основу же транзита наряду с контейнерными грузами составил каменный уголь — 8,7 миллиона тонн (+48,9%), нефтеналивные грузы — 5,5 миллиона тонн (+82,7%), а также химикаты, черные металлы, станки и двигатели. Главным образом транзитный грузопоток шел в направлении Китая, Казахстана, Беларуси, Узбекистана и Германии.

Заказать одним жестом, оплатить одним взглядом

Пассажирооборот в 2021 году вырос на 32,4% по сравнению с 2020 годом и достиг 103,4 миллиарда пассажиро-километров, в том числе в пригородном сообщении он превысил 29 миллиардов пассажиро-километров (+17,7%), а в дальнем следовании составил 74,4 миллиарда (+39,2%). Всего же за двенадцать месяцев РЖД отправили 1,534 миллиарда пассажиров (+20,8%). Рост объемов перевозок в этом сегменте эксперты компании связывают прежде всего с увеличением количества двухэтажных поездов. В прошлом году инвентарный парк АО «Федеральная пассажирская компания» (дочерней структуры ОАО «РЖД», отвечающей за перевозку пассажиров в дальнем сообщении) пополнили девяносто таких вагонов, из них шестьдесят шесть — новой модели: с системой пневматического подвешивания и увеличенными габаритами. Таким образом, в настоящее время на балансе АО «ФПК» находятся 683 двухэтажных вагона.


Холдинг активно внедряет новейшие отраслевые разработки: строит умные вокзалы, готовится ввести в действие беспилотные электрички и экологически чистые гибридные локомотивы, осваивает современные сервисы. Одной из пилотных площадок для внедрения последних стал Ленинградский вокзал в Москве. Летом минувшего года здесь успешно завершилось тестирование системы оплаты услуг автоматических камер хранения с помощью QR-кода, после чего такой способ приема платежей был внедрен не только на девяти крупных вокзалах Москвы, но и на всех вокзалах Санкт-Петербурга, а также в Ростове, Сочи, Адлере, на ряде других объектов Северо-Кавказской железной дороги — всего на двадцати двух вокзальных комплексах.

Также на Ленинградском вокзале в августе прошлого года был дан старт реализации пилотного проекта бесконтактной оплаты услуг автомобильной парковки на основе технологии Fast Track, а в сентябре здесь приступили к испытанию технологии «Оплата одним взглядом». Теперь, чтобы воспользоваться услугами бизнес-зала, необходимо выбрать на терминале биометрический способ оплаты, а затем встать напротив планшета, который автоматически определит лицо клиента Сбера и мгновенно проведет транзакцию. Для тех же, кто планирует заказать обед в дорогу или желает перекусить в ожидании поезда, начались испытания нового цифрового сервиса доставки еды.

По рельсам как на крыльях

В 2021 году 12,7 миллиарда было потрачено Российскими железными дорогами на закупку новой путевой техники и вагонов специального назначения. На обновление тягового подвижного состава компания направила 92,2 миллиарда рублей, закупив 277 электровозов и 258 тепловозов. До этого за пять лет РЖД приобрели около трех тысяч новых локомотивов на общую сумму порядка 426 миллиардов рублей, снизив таким образом уровень износа своего локомотивного парка с 78 до 59%.

Специалисты холдинга подготовили среднесрочную программу обновления локомотивного парка с учетом обеспечения оптимальной загрузки машиностроительных предприятий. Наряду с этим были сформулированы технические и эксплуатационные требования к перспективному тяговому подвижному составу на период до 2030 года. В соответствии с ними уже начато создание ряда новых локомотивов, в частности магистральных грузовых тепловозов 2ТЭ35А и 2ТЭ30А, предназначенных для Восточного полигона. В их конструкции планируется использовать отечественные комплектующие, в том числе асинхронные тяговые двигатели. К 2025 году должны быть созданы модификации для работы на природном газе.


Давний партнер железнодорожников — ООО «Уральские локомотивы» — в 2021 году создал новую версию скоростного поезда «Ласточка». Изменения в конструкции и системе управления позволили увеличить длину состава до десяти вагонов. С начала октября «Ласточки» повышенной комфортности начали курсировать между Москвой и Минском, а также между Москвой и Нижним Новгородом.

Еще одна железнодорожная птица — высокоскоростной поезд «Сапсан» — принесла холдингу награду за развитие предоставляемого сервиса и совершенствование услуг на борту. Лауреатом XII ежегодной премии «Качество обслуживания и права потребителей» в категории «Транспортные услуги. Железнодорожные перевозки» номинации «Розничные услуги» был признан филиал ОАО «РЖД» «Дирекция скоростного сообщения». Ранее подразделение уже трижды становилось лауреатом данного конкурса — в 2017-м, 2018-м и 2020 годах.

 

Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам ОАО «Российские железные дороги»)
Фото: ОАО «РЖД», rzd-expo.ru

 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх