
Огромная помощь энергетикам
Территориальная генерирующая компания №1, входящая в структуру Газпром энергохолдинга, объединяет пятьдесят две электростанции, расположенные в четырех субъектах Российской Федерации на северо-западе страны — в Санкт-Петербурге, Республике Карелии, Ленинградской и Мурманской областях. Девятнадцать из этих объектов находятся за полярным кругом. Хотя первая электростанция, входящая в состав компании, заработала еще в 1897 году, сама ТГК-1 была образована в 2005-м в ходе реформирования электроэнергетической отрасли России. Сегодня, совершенствуя подходы к эксплуатации и ремонту оборудования, организация внедряет цифровые комплексы мониторинга и анализа его технического состояния, а также новые системы автоматического управления.
Нива ГЭС-3 на российском ПО
В минувшем ноябре специалисты ПАО «ТГК-1» завершили модернизацию системы автоматического управления и регулирования гидроагрегата №4 на Нива ГЭС-3. Это уже третий агрегат станции, управление которым перевели на отечественный программно-технический комплекс (ПТК).
Система управления ГА-4 была интегрирована в верхний уровень АСУ ТП Нива ГЭС-3, и теперь оперативный персонал может контролировать работу трех модернизированных гидроагрегатов (№1, 2 и 4) удаленно.
Обновленный ПТК позволяет управлять технологическими режимами работы основного и вспомогательного оборудования, что способствует эффективной эксплуатации ГЭС в целом. Постоянный контроль за состоянием гидроагрегатов обеспечивает быструю реакцию на возможные отклонения от нормы. Также программно-технический комплекс выполняет функции технологических защит и диагностики.
Современное оборудование и программное обеспечение помогают поддерживать основные параметры генерирующего оборудования, контролировать весь технологический процесс на гидроэлектростанции, — пояснил директор Каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1» Андрей Жарников. — Это крайне важно для обеспечения надежной и безаварийной работы.
Устранять дефекты до появления проблем
По пути цифровой трансформации ТГК-1 идет уже давно. В частности, сотрудниками компании разработан цифровой комплекс мониторинга технического состояния основного и вспомогательного оборудования генерирующих объектов. Он включает в себя три модуля: «Обходы», «Журнал дефектов» и «Техническое обслуживание». Первый стандартизирует операцию осмотров станционной техники, второй позволяет создать единый источник данных о выявленных дефектах, а третий автоматизирует планирование и формирование заданий по техническому воздействию на оборудование. Если ранее обходчик самостоятельно фиксировал дефекты и отклонения в бумажной ведомости, то сегодня программа ведет его по утвержденному маршруту, акцентируя внимание на контрольных точках.
В сентябре 2024 года проект цифрового комплекса, представленный специалистами ПАО «ТГК-1» — начальником сектора внедрения стандартов производственной системы службы совершенствования производства Иваном Малафеевым и главным специалистом данного подразделения Даниилом Киселёвым, — получил первое место на XXII конкурсе ПАО «Газпром» по компьютерному проектированию и информационным технологиям в номинации «Лучший проект в области разработки программного обеспечения и баз данных».
Цифровые решения сейчас — это огромная помощь сотрудникам, — отметил Иван Малафеев. — В рамках проекта была проделана большая работа. Мы выезжали на станции, анализировали потребности руководителей различных подразделений и уровней.
Фундамент для создания цифровой производственной экосистемы
Своим опытом применения цифровых технологий для управления и автоматизации объектов компании энергетики делятся с коллегами. Так, в октябре прошлого года на Южной ТЭЦ состоялась встреча представителей ПАО «ТГК-1» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». На ней, в частности, шла речь о результатах внедрения на крупнейшей теплоэлектроцентрали Северной столицы цифрового комплекса мониторинга и анализа технического состояния основного и вспомогательного оборудования генерирующих объектов. В сочетании с автоматизированными системами управления он стал надежным фундаментом для создания всей цифровой производственной экосистемы.
При помощи внедренных электронных систем можно оперативно и эффективно принимать решения на всех уровнях, — заметил начальник службы совершенствования производства ПАО «ТГК-1» Алексей Бондарь. — Это позволяет оптимизировать объем технических воздействий на оборудование, рационально распределять ресурсы, свести к минимуму роль человеческого фактора.
Для ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» было очень полезно посетить объект такой крупной энергетической компании, как ПАО «ТГК-1», и изучить опыт применения цифровых технологий для эксплуатации оборудования, — заявил первый заместитель генерального директора водохозяйственного предприятия Максим Лукьянчук. — Мы благодарны компании за теплый прием... Внедряя информационные системы у себя, мы стараемся ориентироваться на достижения и лучшие практики организаций — лидеров в своих областях.
Фото: ПАО «Газпром»/ ООО «Газпром энергохолдинг»/ПАО «ТГК-1»