Бизнес-партнерство
 
 Совершенствование структуры воздушного пространства продолжается

Совершенствование структуры воздушного пространства продолжается

Национальный провайдер аэронавигационного обслуживания — ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» — этой весной отметил свое 25-летие. Для коллектива предприятия текущий год стал первым годом работы в условиях новой структуры воздушного пространства (НСВП) Московской и смежных с ней зон Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) РФ. Наряду с выполнением текущих задач авиадиспетчеры приступили к корректировке элементов обновленной системы.

Полет длиною в четверть века

Предшественник ЕС ОрВД РФ — Единая система управления воздушным движением (ЕС УВД) СССР, которая была развернута на всей территории страны в период с 1973-го по 1983 год, чтобы обеспечить эффективное использование воздушного пространства нашего государства для решения экономических и оборонных задач. На ее базе после распада Советского Союза, когда произошли крупные структурные преобразования в отрасли, началось формирование новой отечественной системы организации воздушного движения.

В 1994 году были утверждены основные принципы разделения авиапредприятий гражданской авиации на самостоятельные авиакомпании и аэропорты, а также выделения подразделений, связанных с обеспечением управления воздушным движением. В мае 1996 года вышло правительственное постановление о создании государственной корпорации для образования единой хозяйственной системы УВД и регулирования использования воздушного пространства России. Уже через несколько месяцев, 25 декабря, такая структура, первоначально именовавшаяся ФУП «Госкорпорация по ОВД», была создана. Свое современное название она получила 15 июля 2004 года.

Сегодня в составе организации действуют один главный, один зональный и двенадцать региональных центров ЕС ОрВД. Обслуживаемая площадь превышает двадцать шесть миллионов квадратных километров.

Всего за восемь месяцев 2021 года российские авиадиспетчеры обслужили около 1,1 миллиона полетов, из них 760,9 тысячи — внутри страны. На международных линиях было выполнено 296,2 тысячи рейсов, включая 120 тысяч транзитных. При этом общая интенсивность воздушного движения пока не вышла на «доковидный» уровень (1,21 миллиона полетов в январе – августе 2019-го), но уже существенно превысила прошлогодние показатели. Так, в минувшем августе специалисты ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» обслужили в верхнем воздушном пространстве страны 175,6 тысячи полетов, что на 24,6% больше, чем в августе 2020 года. Из этого количества более 70% составили полеты по внутренним воздушным трассам, тогда как большую часть доходов от взимания аэронавигационных сборов предприятию прежде приносили транзитные/международные полеты.

На втором этапе

Переход на новую структуру воздушного пространства почти над всей европейской частью России состоялся 3 декабря 2020 года в 3:00 по московскому времени. В этот момент в Московской и смежных с ней зонах ЕС ОрВД в небе находились около 480 воздушных судов. На первом этапе изменения коснулись маршрутов обслуживания воздушного движения, границ секторов районных диспетчерских центров, запретных, опасных зон и зон ограничения полетов, диспетчерских зон (CTR) аэродромов, маршрутов стандартного вылета (SID), прибытия (STAR) и захода на посадку (APPROACH).

По данным ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», за счет использования современных методов и средств навигации при формировании маршрутов, бесконфликтных схем прибытия и вылета основных аэродромов, а также благодаря независимым одновременным заходам воздушных судов на посадку на параллельные взлетно-посадочные полосы аэродромов Шереметьево и Домодедово пропускная способность в Московской зоне ЕС ОрВД увеличилась в полтора раза. Время полета при этом снизилось в среднем на 15%, а протяженность маршрутов — на 21%.

Собрав и проанализировав предложения, которые появились у авиаперевозчиков в ходе освоения новой структуры, специалисты Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) по согласованию с Росавиацией 9 сентября 2021 года осуществили второй этап перехода на НСВП в Московской и смежных с ней зонах. При этом были приняты во внимание рекомендации и требования Международной организации гражданской авиации (ICAO).

МЦ АУВД обслуживает 732 тысячи квадратных километров воздушного пространства, что в полтора раза больше площади некоторых европейских государств. Протяженность территории с севера на юг составляет 1 046 километров, с запада на восток — 995 километров. Здесь расположен 71 аэродром разных ведомств и восемь авиационных полигонов, имеется 154 зоны ограничений. Интервал высот занимает коридор от 0 до 16 150 метров. Общая протяженность воздушных трасс превышает 32 тысячи километров.

Особое внимание при внедрении новой структуры уделено безопасности полетов — эксперты подсчитали, что ее уровень вырастет в 1,8 раза (в частности, за счет того что после кратного сокращения количества сеансов радиообмена с экипажами воздушных судов снизится загруженность авиадиспетчеров и пилотов).

— Новая структура имеет большой потенциал для дальнейшего развития — она обеспечивает возможность внедрения в ближайшее время перспективных интеллектуальных технологий управления потоками прилетающих и вылетающих воздушных судов, — уверен генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко. — Такие масштабные изменения стали возможны благодаря совместным усилиям всех заинтересованных сторон. Для оперативного решения вопросов, связанных с выполнением полетов в условиях новой структуры, приказом Росавиации 20 января 2021 года была создана специальная рабочая группа, в состав которой вошли представители Федерального агентства воздушного транспорта, Министерства обороны РФ, федеральных служб безопасности и охраны, авиакомпаний, аэродромов, Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов, провайдера аэронавигационного обслуживания, а также разработчика системы — Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации.

Внедрение НСВП преследовало несколько целей. Прежде всего, оно должно было повысить интенсивность воздушного движения и снизить топливные расходы. Значительное сокращение количества полетов в период пандемии COVID-19 внесло свои коррективы в эти планы, однако стратегическая цель осталась прежней.

— Важно отметить, что работа над совершенствованием структуры воздушного пространства, оптимизацией приборных схем, а также учетом интересов разных классов пользователей будет продолжена. В настоящее время идет формирование плана дальнейшей деятельности рабочей группы, — подчеркнул президент и председатель правления Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов Владимир Тюрин.

Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»)
Фото: ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», favt.gov.ru
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх