Точки роста «Маяка»
Первенец отечественной ядерной индустрии легендарный «Маяк» в настоящее время не только выполняет государственный оборонный заказ, но и развивает выпуск гражданской продукции, а также внедряет новейшие технологии, призванные обеспечить экологическую безопасность атомной отрасли.
Уникальный промышленный комплекс
История «Маяка» началась в середине 1940-х годов. В кратчайшие сроки на Южном Урале неподалеку от старинных городов Касли и Кыштыма вырос комплекс сложнейших производств. Базой для его формирования стал комбинат №817, где впервые в стране было организовано промышленное получение делящихся материалов (урана-235 и плутония-239).
Под руководством ведущих ученых страны коллектив «Маяка» наладил работу реакторного, радиохимического и металлургического заводов, которые выдавали оружейный плутоний для реализации советской ядерной программы (его производство было прекращено в 1986 году).
Выпуск компонентов ядерного оружия остается ключевой задачей объединения и в наши дни. Сегодня оно действует в структуре Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и входит в состав дивизиона «Ядерный оружейный комплекс». Кроме того, современное ФГУП «ПО «Маяк» — это ключевой российский производитель радиоактивных мишенных и осколочных изотопов. Еще одна точка роста атомного гиганта — регенерация отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).
Всеядные технологии переработки
Комплекс РТ-1 по переработке ОЯТ был введен в эксплуатацию на «Маяке» 18 апреля 1977 года. До сих пор он остается одним из немногих действующих в мире радиохимических производств этого профиля.
В 2018 году на предприятии были проведены стендовые испытания установки электрохимического растворения ОЯТ, а затем на опытной установке действующего производства успешно переработана первая партия уран-циркониевого облученного ядерного топлива. Это позволило технологиям радиохимического завода стать, как говорят маяковцы, всеядными.
Из года в год завод расширяет перечень регенерируемых ядерных материалов. Сегодня здесь перерабатывают облученное топливо, поступающее с ледоколов, атомных подводных лодок, атомных электростанций, промышленных и исследовательских реакторов. Промышленная переработка широкой номенклатуры ОЯТ — конкурентное преимущество Росатома и ФГУП «ПО «Маяк» на мировых рынках, позволившее южноуральскому предприятию участвовать в решении проблемы обращения с кориумом (разрушенным топливом) японской АЭС «Фукусима-Дайичи».
Все топливные композиции, которые сегодня существуют в сборках российского производства, перерабатывает ФГУП «ПО «Маяк». Также здесь успешно прошла пробная регенерация сборок западного дизайна.
Сложная задача, решенная совместными усилиями
В рамках проекта утилизации плавучей технической базы (ПТБ) «Лепсе» ФГУП «ПО «Маяк» приняло три железнодорожных спецэшелона с 620 отработавшими тепловыделяющими сборками (ОТВС) из двух баков хранилища судна. Этот заправщик отечественного атомного ледокольного флота был выведен из эксплуатации еще в 1988 году и на протяжении десятилетий стоял пришвартованным к одному из причалов ФГУП «Атомфлот», пока о его существовании не узнали экологи. Случайное затопление плавтехбазы могло стать причиной масштабного радиоактивного загрязнения. К решению проблемы подключились специалисты нескольких стран, и в 2012 году «Лепсе» отправился в свое последнее плавание — на судоремонтный завод «Нерпа» в Мурманской области, где в мае 2019 года началась вырезка первых пеналов с ОТВС. ОЯТ вывозилось на ФГУП «Атомфлот» специализированным судном «Серебрянка» (отгрузка основного массива облученного топлива завершилась в июле 2020-го), а затем было отправлено по железной дороге в Челябинскую область для окончательной переработки на «Маяке».
Еще девятнадцать тепловыводящих сборок размещались в хранилище ПТБ «Лепсе» в особых кессонах. Извлечь эти ОТВС по существующей технологической схеме было нельзя из-за коррозионных разрушений.
— Каждая ОТВС выгружалась отдельно, ставилась в пенал, который потом загружался в контейнер (ТУК-18. — «Э. с.»), — поделился подробностями процесса руководитель проектов международной технической помощи Госкорпорации «Росатом» Андрей Григорьев.
Дефектные ОТВС выгрузили с плавтехбазы в этом году. Тем самым работы по вывозу ОЯТ с самого радиационно опасного судна России были завершены. «Лепсе» больше не представляет ядерной опасности для Арктического региона.
— Проект продемонстрировал, что самая сложная задача может быть решена совместными усилиями, — подчеркнул генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка на заседании Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области (оно прошло 22 июня в Мурманске на борту атомного ледокола «Ленин»). — Зарубежные партнеры, российские специалисты шли к своей цели почти тридцать лет. Эта долгая и кропотливая работа завершена без нанесения вреда окружающей среде и здоровью людей. Отмечу, что при выгрузке некондиционных отработавших тепловыделяющих сборок дозовые нагрузки на персонал не превысили контрольных уровней и среднегодовых значений.
Переработка ОЯТ из поврежденных сборок также будет осуществляться на «Маяке» в рамках государственного контракта. В общей сложности на текущий год запланирован вывоз с накопительной площадки «Атомфлота» на Южный Урал девяти транспортных контейнеров с облученным ядерным топливом.
Фото: Госкорпорация «Росатом»/ФГУП «ПО «Маяк»; филиал АО «Центр судоремонта «Звездочка» «Судоремонтный завод «Нерпа»