Для тех, кто в небе
Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации — ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» — осуществляет метеорологическое обеспечение воздушного движения уже более десяти лет: учреждение начало работу 1 января 2011 года. От прогнозов, выдаваемых его специалистами, зависит безопасность полетов всех отечественных гражданских и экспериментальных воздушных судов. Как правило, авиационные инциденты происходят при сложных метеоусловиях, и своевременная информация о том, что самолет попал в зону турбулентности, обледенения, плохой видимости, грозы, может сыграть решающую роль.
Четкая круглосуточная работа
Сегодня в структуре ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» насчитывается пятнадцать филиалов: Верхне-Волжский, Северо-Западный, Северный, Приволжский, Северо-Кавказский, Сочинский, Крымский, Камчатский, Северо-Восточный, Дальневосточный, Иркутский, Уральский, Среднесибирский, Западно-Сибирский и филиал Севера Сибири. В их составе действуют 196 авиаметеорологических подразделений, включая органы метеослежения и автоматические станции, а общее число сотрудников составляет около трех тысяч.
— Деятельность наших подразделений — это четкая, регламентируемая многочисленными инструкциями работа, связанная с круглосуточной выдачей фактической и прогностической метеорологической информации для экипажей воздушных судов, диспетчерского состава и аэродромных служб, — подчеркнул генеральный директор организации Вячеслав Степанов в недавнем интервью газете «Воздушный транспорт».
На основе современных технологий
В минувшем году сразу несколько авиаметеорологических гражданских станций (АМСГ) ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» отметили памятные даты: 80 лет с момента образования исполнилось АМСГ Киров и 75 лет — АМСГ Ульяновск, Псков и Сочи. Каждое из этих подразделений вносит лепту в дело технологического развития центра.
Так, на АМСГ Киров два года назад была модернизирована автоматизированная метеорологическая измерительная система АМИС-РФ, установлены датчики видимости FS11 и измерители облачности СД-02-2006, а также коммуникационное оборудование для связи с комплексом средств автоматизации управления воздушным движением «Альфа-5».
Когда начинала свою работу АМСГ Ульяновск, данные метеонаблюдений техник наносил на синоптическую карту вручную — обычной тушью. Сегодня эта авиаметеорологическая станция — самая крупная в Поволжье. Информация с приборов снимается автоматически и отправляется в наземную наблюдательную сеть. Оправданность прогнозов составляет не менее 95%.
Мощными комплексами современного оборудования располагают АМСГ Псков и АМСГ Сочи. Сочинская станция заслуженно считается одной из самых технически оснащенных в системе Росгидромета, в частности здесь установлена новая версия АРМ «ГИС-Метео», которая позволяет не только обрабатывать поступающую информацию, но и получать продукцию мезомасштабных моделей прогноза погоды СОSMO и WRF, выпускаемую Гидрометцентром России.
Фото: ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»