Бизнес-партнерство
 
 Из лаборатории — в открытое море

Из лаборатории — в открытое море

ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ФГУП «КГНЦ») ведет фундаментальные исследования в области создания морской и речной техники. В зоне его ответственности — весь комплекс мореходных качеств, прочность, акустические и электромагнитные свойства, главные энергетические установки, ядерная и радиационная безопасность кораблей. Также специалисты центра занимаются разработкой и экспертизой проектов судов различного назначения.

Колыбель отечественного профессионального проектирования подводных лодок

История Крыловского центра началась в 1894 году с ввода в действие первого в России опытового бассейна для исследования судостроительных материалов и судовых механизмов. Испытания моделей кораблей позволяли определять мощность двигателей, необходимую для достижения заданной скорости, и выявлять такую форму корпусов, при которой эта мощность оказывалась наименьшей. В 1900 году руководство бассейном было поручено капитану по Адмиралтейству А.Н. Крылову, ставшему основателем современной русской школы кораблестроения. Именно Алексей Николаевич выдвинул идею создания на базе опытового бассейна отраслевого научно-исследовательского учреждения. Впоследствии, в 1944 году, организации было присвоено имя этого выдающегося ученого.

Непосредственно в помещениях бассейна велось проектирование первой отечественной подводной лодки, официально зачисленной в списки кораблей Российского флота. Она получила название «Дельфин».

Сегодня все боевые корабли, подводные лодки и другая морская техника (как гражданская, так и специальная) начинают свой путь в океан через лаборатории Крыловского центра.

Только за вторую половину XX века специалисты организации провели испытания более двенадцати тысяч моделей кораблей, судов, средств океанотехники и других плавучих объектов, спроектировали порядка 9,5 тысячи моделей гребных винтов и других движителей, выполнили прочностные и вибрационные испытания около двадцати тысяч полунатурных и натурных корпусных конструкций, осуществили техническую и эксплуатационно-экономическую экспертизу более двух тысяч проектов ведущих конструкторских бюро отрасли (в том числе порядка 230 проектов субмарин), разработали системы размагничивания и технические средства для обесшумливания подводных и надводных кораблей, а также успешно решили ряд вопросов обеспечения безопасности кораблей с ядерными энергетическими установками.

Новый стандарт ISO

Выполняя научно-исследовательские работы в рамках оборонных и гражданских кораблестроительных программ, КГНЦ также уделяет внимание вопросам технического регулирования, стандартизации, сертификации продукции и систем менеджмента качества. Так, в прошлом году Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) утвердила разработанный НИИ «Лот» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» международный стандарт ISO 23212:2021 Ships and marine technology — Flange connection for fuel and lubrication oil bunkering — Basic dimensions and technical requirements («Суда и морские технологии — Фланцевые соединения для приема топлива и масла — Основные размеры и технические требования»). Документ устанавливает размерный ряд фланцевых соединений для приема топлива и масла морскими судами от нефтеналивных судов снабжения или береговых средств, диктует технические требования к подобным конструкциям и дает рекомендации о монтаже последних на судне.

Предложение о необходимости создания данного стандарта отечественные специалисты выдвинули еще в 2017 году. На стадии его подготовки к рассмотрению проекта были привлечены наиболее компетентные предприятия и организации нашей страны: проектанты судов, судостроительные заводы, компании – члены СРО «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков», ФАУ «Российский морской регистр судоходства». В 2018-м и 2019 годах документ обсуждался на заседаниях подкомитета ISO/TC 8/SC 3, в 2020 году большинством голосов был одобрен, а в 2021-м, минуя окончательную стадию разработки, досрочно утвержден и опубликован.

Внедрение стандарта ISO 23212:2021 в международную практику проектирования и постройки плавательных средств позволит сократить число необходимых переходных соединений и время подготовки кораблей к бункеровке, а также повысит эффективность производства судовых фланцев и шлангов.

Актуальные задачи

В настоящее время КГНЦ решает задачи комплексного проектирования судов и кораблей, что подразумевает создание аппарата междисциплинарного моделирования, программного комплекса, технологии гибридного эксперимента (с применением методов как математического, так и физического моделирования в опытовом бассейне).


Также коллектив центра работает над созданием импортозамещающей продукции (в частности, материалов, используемых при производстве корпусов, объектов специального назначения, движителей) и соответствующей адаптацией технологий, применяемых российскими судостроителями.

— Хочу обратить внимание на критическую ситуацию, которая сложилась на СК «Звезда»: они остались без движителей, — рассказал генеральный директор ФГУП «КГНЦ» Олег Савченко корреспонденту ИАА «ПортНьюс». — Дело в том, что проектирование велось прежде всего западными проектантами. <...> Мы долгое время шли на поводу этих проектных бюро, этих технологических линеек, поэтому совместно с нашими коллегами из Челябинска, а это компания «КОНАР», рассматриваем возможность создания высокотехнологических систем электродвижения, таких как электрическая движительная рулевая колонка. Два года назад в Крыловском центре была завершена соответствующая опытно-конструкторская работа.

Четырнадцатого апреля 2022 года КГНЦ продемонстрировал уникальный опытный образец гребного электропривода на базе вентильно-индукторного электродвигателя. От электроприводов с асинхронными двигателями он отличается простотой конструкции, повышенной отказоустойчивостью, живучестью, надежностью и ремонтопригодностью, постоянством крутящего момента на низких оборотах. Применение унифицированных комплектующих изделий и использование преобразователя-коммутатора вместо преобразователя частоты позволяют оперативно заместить ключевые компоненты иностранного производства отечественными аналогами.

Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам ФГУП «Крыловский государственный научный центр», portnews.ru)
Фото: ФГУП «КГНЦ»

 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх