Бизнес-партнерство
 
 Автоматизируя аэронавигацию

Автоматизируя аэронавигацию

Государственная корпорация по организации воздушного движения ведет свою историю с 1996 года (она была основана как ФУП «Госкорпорация по ОВД»). Ее коллективу предстояло сформировать новую отечественную аэронавигационную систему после произошедших в отрасли крупных структурных преобразований.

По пути укрупнения районов ЕС ОрВД

В то время на территории России действовало около сорока государственных структур, чья деятельность была связана с использованием воздушного пространства, управлением воздушным движением (УВД) и эксплуатацией радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС). Они были реорганизованы, и в течение 1999–2002 годов их присоединили к созданным государственным унитарным дочерним предприятиям госкорпорации. Также ей были переданы многочисленные службы УВД и базы ЭРТОС, выделенные из состава аэропортов и авиапредприятий.

В дальнейшем на этой базе началось выстраивание филиальной структуры организации, получившей в июле 2004 года свое современное название — ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Велась работа над укрупнением объектов авиатранспортного обеспечения.

Сегодня в составе предприятия функционируют один главный и четырнадцать региональных центров Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) РФ. Зона их ответственности простирается над территорией общей площадью свыше двадцати шести миллионов квадратных километров.

Авиадиспетчеры обслуживают до 1,83 миллиона полетов в год (этого рекордного показателя удалось достичь в 2019 году), причем одновременно под их управлением могут находиться более тысячи воздушных судов.


Инновационные проекты последних лет

В октябре 2017 года был введен в эксплуатацию новый центр управления полетами (ЦУП) филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» (МЦ АУВД). На смену устаревшей системе TERCAS, которая эксплуатировалась с 1981 года (ее разработала шведская компания Stansaab), пришла отечественная автоматизированная система (АС) ОрВД «Синтез-АР4», созданная силами специалистов АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» и субподрядных организаций. Также ЦУП оснастили комплексом планирования использования воздушного пространства «Синтез-ПИВП». Тем самым была обеспечена максимальная автоматизация процесса сопровождения самолетов, в частности предусмотрен автоматизированный обмен информацией о планах полетов с соседними центрами УВД, автоматическое определение и расчет траектории полета воздушного судна, перерасчеты в случае отклонения.

Через год начал работу Тюменский укрупненный центр (ТУЦ), осуществляющий аэронавигационное обслуживание воздушного пространства общей площадью 1,346 миллиона квадратных километров над Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами, а также Тюменской областью. Для ввода центра в действие была изменена структура воздушного пространства, модернизированы инфраструктурные объекты филиала «Аэронавигация Севера Сибири». В ТУЦ, как и в столичном ЦУПе, внедрили систему «Синтез-АР4».


Следующим на очереди был Екатеринбургский укрупненный центр ЕС ОрВД, открытый в декабре 2018 года. Он расположился в новом технологическом здании оригинальной планировки, возведенном в районе аэропорта Кольцово, и позволил объединить воздушное пространство над Удмуртской Республикой, Пермским краем, Свердловской, Челябинской, Курганской и Кировской областями. Его передовая АС ОрВД построена на основе обновленных версий двух комплексов средств автоматизации — КСА УВД «Альфа-5» и КСА ПИВП «Планета-5». Также в ее состав входит система коммутации речевой связи «Мегафон», комплекс документирования и воспроизведения информации «Гранит-6», система точного времени «Метроном» и другие компоненты. Все они обеспечивают надежное и эффективное обслуживание воздушного движения и поддержание связи со смежными пунктами управления.


Оснащение Екатеринбургского центра отечественной системой полностью отвечает целям цифровой трансформации транспортного комплекса и соответствует высшему уровню автоматизации по международной классификации ICAO, — подчеркнул на торжественной церемонии открытия объекта возглавлявший тогда Министерство транспорта РФ Евгений Дитрих.

В декабре 2021 года Росавиация выдала разрешение на ввод в действие технологического здания Санкт-Петербургского укрупненного центра ЕС ОрВД. Использование современной отечественной АС ОрВД на базе комплекса средств автоматизации «Галактика» производства ОАО «Азимут» дало возможность взять на вооружение самые последние технологии управления воздушным движением и применить интегрированный подход к обработке и отображению информации. Это позволило улучшить взаимодействие между смежными диспетчерскими пунктами.

Пуск объекта стал знаковым событием: он завершил реализацию масштабного проекта укрупнения центров ЕС ОрВД в России.

С 15 июня текущего года Томский центр ОВД филиала «Аэронавигация Западной Сибири» перешел на обслуживание воздушного движения с использованием стандарта QNH (отсчет высоты при подлете к аэродрому ведется от уровня моря, а не от поверхности самого аэродрома). Внедрение QNH гармонизирует российские правила управления воздушным движением со стандартами ICAO и повышает уровень безопасности полетов

В рамках технического перевооружения

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» продолжает динамично развиваться. В Липецком отделении Воронежского центра организации воздушного движения филиала «МЦ АУВД» 31 января 2023 года ввели в строй аэродромный радиолокационный комплекс «Лира-А10» производства ПАО «НПО «Алмаз». Получаемая от него радиолокационная информация необходима для работы АС ОрВД аэродромного диспетчерского центра Липецка и может быть использована Московским региональным центром ЕС ОрВД.

До внедрения «Лиры-А10» в Липецком отделении для обслуживания воздушного движения на основе систем наблюдения использовалась только первичная радиолокационная информация. Применение вторичной радиолокации позволило местным авиадиспетчерам выйти на новый уровень автоматизации. Кроме того, исключение из работы физически и морально устаревшего радиолокатора ДРЛ-7СМ дало возможность снизить эксплуатационные затраты.


В Мирнинском центре организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» 21 апреля этого года была пущена в эксплуатацию радиомаячная система посадки ILS2700/DME/NL2700 на аэродроме Ленск. Благодаря предоставляемым ею точным и надежным данным воздушные суда теперь могут заходить на посадку по приборам в условиях ограниченной видимости и низкой облачности.

Летная проверка успешно подтвердила характеристики новой радиомаячной системы.

Текст: Сергей КАЙНЕТДИНОВ (по материалам ФГУП «Государственная корпорация
по организации воздушного движения в Российской Федерации»)
Фото: ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
 
 
 
наверх