Постоянно в движении
ГУП «Мосгортранс» — наследник Управления пассажирского транспорта Москвы, под началом которого 31 июля 1958 года были организационно объединены три вида наземного общественного транспорта столицы: автобусы, троллейбусы и трамваи. Сегодня предприятие обслуживает порядка семисот маршрутов общей протяженностью более девяти тысяч километров, в том числе семьдесят девять электробусных, шестнадцать ночных и семнадцать экспрессов. Каждый день ими успевают воспользоваться 2,8 миллиона пассажиров. Так, в течение 2022 года московские автобусы и электробусы перевезли около семисот семидесяти миллионов человек. (Троллейбусное движение в городе было полностью прекращено в августе 2020-го, а трамваи с января 2021-го находятся в ведении ГУП «Московский метрополитен».)
Мосгортранс-2022
Парк Мосгортранса постоянно обновляется: приобретается современный подвижной состав. При этом уделяется внимание его доступности для маломобильных пассажиров. Уже сегодня 97% машин, находящихся на балансе предприятия, имеют низкий уровень пола. Они оборудованы аппарелями — наклонными платформами для прохода в салон, располагают местами для крепления инвалидных колясок, оснащены маршрутными указателями с увеличенным шрифтом, бегущей строкой с указанием остановочных пунктов.
— По поручению мэра Москвы Сергея Собянина мы запускаем новые маршруты наземного городского транспорта, — подчеркнул руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. — В прошлом году заработали еще десять: они связали станции метро с новыми жилыми кварталами и торговыми центрами. Мы также продлили двадцать шесть действующих маршрутов. Благодаря этому количество пассажиров на них выросло с семидесяти шести тысяч в сутки до ста тысяч.
Предприятие активно развивает новые сервисы. В частности, для индивидуальных перевозок маломобильных пассажиров на базе Мосгортранса создана и эффективно работает служба «Социальное такси», в парке которой насчитывается 149 современных легковых автомобилей. Восемьдесят из них поступили на баланс организации недавно — в минувшем ноябре.
Машины Мосгортранса связывают Москву с другими городами и регионами: весной 2022 года предприятие открыло сезонные маршруты с международного автовокзала Саларьево в Геленджик и Ялту и круглогодичный до Новомосковска. До конца декабря было совершено почти 2,3 тысячи рейсов, перевезена сорок одна тысяча пассажиров.
Быстро развивается и первый в России сервис персонализированных перевозок «По пути», который действует в Троицком и Новомосковском административных округах столицы с октября 2021 года. Благодаря ему жители Новой Москвы могут заказывать автобус через приложение «Московский транспорт» на определенную остановку, чтобы доезжать до станции метро «Прокшино» либо станций Московских центральных диаметров (МЦД) Щербинка и Силикатная, а также обратно. В мае 2022-го специалисты Мосгортранса перевели работу сервиса на отечественное программное обеспечение. Это позволило дальше развивать данный сегмент услуг и расширять его географию. В начале ноября у пассажиров появилась возможность заказывать автобусы для поездок до шестидесяти социально значимых объектов (школ, поликлиник, многофункциональных центров, детских садов, почтовых отделений), а с 1 декабря десять машин стали курсировать между Инновационным центром «Сколково» и одноименной станцией МЦД.
Заботясь о комфорте пассажиров в течение поездки, столичный перевозчик не забывает об их удобстве и во время ожидания прибытия транспорта. В течение 2022 года на московских улицах было установлено семьсот современных остановочных павильонов, большую часть которых собрали в филиале ГУП «Мосгортранс» «Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод «СВАРЗ» (это основная ремонтная база предприятия). Новые остановки оснащены маршрутоуказателями, расположенными на крыше, и камерами видеонаблюдения, здесь есть USB-разъемы для зарядки гаджетов.
Для водителей же на ста пятидесяти действующих конечных станциях автобусов и электробусов оборудованы комнаты отдыха, столовые и душевые, медицинские пункты и подсобные помещения. На 2023 год запланировано строительство еще десяти конечных станций и разворотных площадок — в Выхино-Жулебино, Нагатино-Садовниках, Теплом Стане и Печатниках, Дмитровском, Нагорном и Ярославском районах, а также в поселках Остафьево, Внуково и поселении Воскресенское. Они будут обслуживать около сорока маршрутов и ежедневно принимать порядка четырехсот машин.
На электрической тяге
Большие перспективы руководство Мосгортранса видит в расширении парка экологичных и бесшумных автобусов на электрической тяге. Сегодня в столице эксплуатируется крупнейший в Европе электробусный парк. Первая машина на электрической тяге — ЛиАЗ-6274 — вышла на столичные улицы 8 февраля 2017 года и начала в тестовом режиме курсировать по маршруту М2 Фили – Китай-город. Регулярное движение нового вида транспорта было открыто в начале сентября 2018-го, по итогам аукционов поставщиками двухсот электробусов для ГУП «Мосгортранс» тогда стали два российских автогиганта — Группа ГАЗ и ПАО «КАМАЗ».
Почти восемь месяцев спустя, 27 апреля 2021 года, сборочный центр электробусов КамАЗ открылся в Москве на территории СВАРЗа. Здесь было организовано выполнение около 40% от всех операций, необходимых при производстве новой техники.
Теперь на электробусах совершается каждая десятая поездка на наземном транспорте в столице — всего более 430 тысяч поездок в сутки. Низкопольные, оборудованные климат-контролем, USB-зарядками и информационными экранами, эти машины на 30% тише дизельных автобусов. Они не привязаны к контактной сети. Ультрабыстрые зарядные станции, расположенные на конечных остановках и в парках (время подзарядки составляет от шести до десяти минут), функционируют при температуре от –40 до +40 °С и подходят для электробусов разных производителей.
Отметим, что замена всего одного традиционного автобуса электрическим снижает выбросы диоксида углерода в окружающую среду на 60,7 тонны в год.
— С нашими российскими производителями — компаниями «КАМАЗ» и «ГАЗ» — мы прошли большой путь от первых тестовых образцов до электробусов, которые работают сегодня. Фактически это уже наполовину другая машина с улучшенными характеристиками. Важно, что эту современную технику делают именно российские машиностроители и автопроизводители, — сообщил Максим Ликсутов.
Сегодня по московским улицам курсируют уже свыше тысячи электробусов. Они обслуживают семьдесят девять маршрутов, тринадцать из которых были открыты в 2022 году, и к началу 2023-го по ним проехали 5,2 миллиона пассажиров. Самые популярные — маршруты м16, 637 и м17.
— Обновление подвижного состава московского транспорта — важная задача, — отметил Максим Ликсутов. — В конце декабря мы закончили приемку новой партии электробусов — теперь их 1 050. Все новые машины уже работают на маршрутах столицы. Инновационные транспортные средства можно встретить в Западном и Северо-Восточном округах.
Как намечено, до конца 2023 года Мосгортранс выпустит на улицы столицы еще более пятисот электробусов. Для эффективного обслуживания расширяющегося электроавтопарка в городе к 2025 году планируется дополнительно установить свыше четырехсот ультрабыстрых зарядных станций.
Фото: ГУП «Мосгортранс»