Бизнес-партнерство
 
 Чтобы «выжать воду из сухого полотенца»

Чтобы «выжать воду из сухого полотенца»

В этом году свое 85-летие отмечает Дорожная служба Иркутской области (ДСИО) — одна из старейших организаций региона. Сегодня шестнадцать ее филиалов обслуживают более двенадцати тысяч километров автодорог общего пользования, и от слаженной работы коллектива предприятия напрямую зависит транспортная доступность тридцати трех районов одного из самых крупных субъектов Российской Федерации.

Позади — богатая история…

Днем рождения ДСИО считается 31 мая 1938 года, когда при исполкоме областного Совета депутатов трудящихся был образован дорожный отдел. В 1953 году его реорганизовали в управление дорожно-транспортного хозяйства облисполкома, на базе чего в 1972-м было сформировано Иркутское областное производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог «Иркутскавтодор» (с 1988 года — Иркутское областное проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог «Иркутскавтодор»).

В 1990-е годы подразделения объединения неоднократно реорганизовывались, в том числе получая самостоятельность. В результате в 1999 году постановлением губернатора было создано областное государственное унитарное предприятие «Дорожная служба Иркутской области». Семь лет спустя ОГУП «ДСИО» прошло процедуру акционирования (его единственным акционером стало министерство имущественных отношений региона), а в мае 2017 года сменило форму собственности с ОАО на АО.

В июне 2016-го в структуре ДСИО появился цех по производству дорожных знаков, мощности которого позволяют полностью обеспечивать потребности филиалов предприятия в этих изделиях, а в августе 2017-го был образован филиал «Мостостроительный», который занялся сооружением и ремонтом мостов и тоннелей.

— Дорожная служба Иркутской области имеет богатую историю, — подчеркнул начальник планово-экономического отдела АО «ДСИО» Дмитрий Исаков на совещании, прошедшем в сентябре прошлого года и посвященном подведению итогов работы в рамках национального проекта «Производительность труда». — Мы не только строим и ремонтируем дороги и мосты по всему региону, занимаемся их обслуживанием и принимаем участие в восстановлении территорий, пострадавших от летнего паводка в 2019 году. Чтобы с уверенностью смотреть в завтрашний день, нам необходимо внедрять лучшие мировые практики.

…впереди — масштабные перемены

Прошлый год для коллектива АО «Дорожная служба Иркутской области» во многом стал поворотным. Реализуемая предприятием программа повышения производительности труда рассчитана на три года и разделена на несколько этапов. Второй из них стартовал в минувшем марте. Подключившись к выполнению соответствующего национального проекта, АО «ДСИО» при поддержке оператора — АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» (ФЦК) — всего за полгода освоило инструменты бережливого производства, обеспечивающие сокращение потерь и повышение доходов без дополнительных затрат.


Пилотной территорией для опробования инновационных решений стала производственная база ДСИО в поселке Карлук Иркутского района. Как и в большинстве филиалов предприятия, здесь имеется свой дробильно-сортировочный комплекс (ДСК) и асфальтобетонный завод (АБЗ). Проанализировав поток дробления инертных материалов и выпуск асфальтобетонной смеси, эксперты выявили более двух десятков актуальных проблем, таких как частые поломки оборудования, приводящие к многочасовым простоям, и нашли пути выхода из ситуации.

— Нами были предложены графики планово-предупредительных ремонтных работ, составлен список запчастей страхового запаса, чтобы [выходящие из строя детали] можно было оперативно менять без длительной остановки производства, — пояснил руководитель проекта из ФЦК Рустам Хайрутдинов. — [Мы] визуализировали алгоритм действий при выполнении каждой операции, по сути создали стандарты производственных процессов. Это позволит работникам не только экономить время, но и соблюдать технику безопасности, не снижая планку качества при выполнении своих обязанностей.

Кроме того, был пересмотрен маршрут движения фронтального погрузчика, доставляющего основные материалы до ДСК и АБЗ. Его ежедневный путь удалось сократить на четыре-пять километров, что в итоге привело к существенной экономии горюче-смазочных материалов и запчастей. Свои плоды принесло внедрение принципов 5S (от английского сочетания 5 Steps) — метода организации рабочего места за пять шагов (сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование). Найти нужный инструмент или деталь стало гораздо проще: теперь нет ничего лишнего, все находится на своих местах. Также эксперты ФЦК предложили создать матрицу компетенций. Это позволит оперативно находить замену основному специалисту на время его отпуска или отсутствия по причине болезни.

— В результате удалось ускорить приготовление асфальтобетонной смеси на 20%, на 16% сократить незавершенное производство, повысить выработку на 34%, — отчитался Рустам Хайрутдинов. — Это только промежуточные результаты, но и по ним можно судить, что Дорожная служба Иркутской области находится на пороге масштабных перемен.

Полученные в ходе реализации проекта навыки послужат дальнейшему формированию культуры непрерывных улучшений, совершенствованию технических процессов, повышению конкурентоспособности. Для тиражирования опыта во всех филиалах ДСИО подготовлены два сертифицированных тренера: это сотрудники предприятия, которые прошли обучение в ФЦК. Развитием системы бережливого производства в организации будет заниматься специальный отдел — проектный офис.

— Современные компании трудно представить без технологий бережливого производства, про которые японцы говорят: «[Они помогают] выжать каплю воды из сухого полотенца», — констатировал Дмитрий Исаков. — При их внедрении компании максимально задействуют внутренние резервы для достижения желаемого результата.

Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам АО «Дорожная служба Иркутской области», irkobl.ru, ogirk.ru)
Фото: АО «ДСИО», ogirk.ru
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх