Бизнес-партнерство
 
 Дальневосточные «Звезды»

Дальневосточные «Звезды»

Корабелы говорят «Дальний Восток» — подразумевают «Звезда», имея в виду не только заложенный почти семь десятилетий назад ремонтный завод, но и одноименный судостроительный комплекс (ССК), строительство которого еще не завершилось. Впрочем, если на начальном этапе создания перспективной верфи в бухте Большого Камня обе «Звезды», как правило, упоминались только в связке, то по мере ввода в строй новых мощностей при общении с журналистами судостроители все чаще подчеркивают: это разные предприятия, объединенные общим названием и территориальной близостью.

Объекты стратегического значения

История АО «Дальневосточный завод «Звезда» началась в 1954 году, когда в поселке Большой Камень (городом он станет через три с половиной десятилетия) вступил в строй первый производственный цех судоремонтного завода №892. На старте своей деятельности предприятие занималось ремонтом гражданских и вспомогательных военных судов, но в 1957 году стало осваивать обслуживание и переоборудование подводных лодок, прежде всего — дизельных, а затем и атомных. В 1989-м на верфи приступили к утилизации атомных субмарин, а в 2000-м развернули работы в рамках проектов освоения cахалинского шельфа.

В 2008 году предприятие было преобразовано в акционерное общество, 100% акций которого принадлежат государству. Сегодня АО «ДВЗ «Звезда» остается единственной верфью на Дальнем Востоке, которая специализируется на ремонте, переоборудовании и модернизации атомных подводных ракетоносцев.

Сооружаемый на территории предприятия и прилегающих площадях ССК «Звезда» ориентирован на крупнотоннажное специальное судостроение. Проект, имеющий стратегическое значение не только для Дальневосточного региона, но и для всей России, реализуется консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». Ввод комплекса в эксплуатацию ориентировочно намечен на 2024 год, однако уже сегодня здесь полным ходом идет строительство многофункциональных судов снабжения ледового класса и зеленых танкеров типа Aframax дедвейтом 114 тысяч тонн (первый из них был передан заказчику в конце 2020 года). Формирование корпусов кораблей ведется на тяжелом открытом достроечном стапеле, укомплектованном уникальным грузоподъемным оборудованием во главе с краном-гигантом «Голиаф».

Отметим, что строительство ССК «Звезда» дает импульс развитию всего региона. Так, в соседней бухте Суходол возводится первое на Дальнем Востоке масштабное сталепрокатное производство — Приморский металлургический завод годовой производительностью полтора миллиона тонн стального листа и трубной продукции. Стабильный спрос на 330–350 тонн листового проката обеспечит новая верфь.

В конце минувшего года Минвостокразвития России предложило за счет акватории бухты Большого Камня расширить границы одноименной территории опережающего развития. Это позволит якорным резидентам последней — АО «ДВЗ «Звезда» и ООО «ССК «Звезда» — использовать на акватории механизмы свободной таможенной зоны.

Самый большой сухой док в стране

В ходе строительства ССК «Звезда» эксперты отмечали отсутствие в Приморье предприятий для обслуживания создаваемых на новой верфи судов. Ни один из местных ремонтных доков не мог вместить корабль водоизмещением больше 50 тысяч DWT, что уж говорить о танкерах и газовозах водоизмещением 100 тысяч DWT.


Заливка первого кубометра бетона в основание самого большого в России сухого дока состоялась в сентябре 2018 года, и в декабре 2021-го ООО «ССК «Звезда» сообщило о сдаче объекта в эксплуатацию — на три года раньше первоначально обозначенного срока. Введенное в действие гидротехническое сооружение размером 485 на 114 метров и глубиной 14 метров дает возможность строить суда любых габаритов и сложности. 

Плавучий затвор батопорт отделяет от акватории камеру дока, дно которой расположено ниже уровня воды. Технологический затвор из семи секций, которые собираются в единую водонепроницаемую конструкцию длиной 114 и высотой 14 метров, делит площадь дока на независимые отсеки, что позволяет строить сразу несколько судов одновременно. Помимо уже упомянутого козлового крана «Голиаф» грузоподъемностью 1 200 тонн на объекте установлены четыре башенных крана грузоподъемностью по 60 тонн.

Выход из режима ожидания

Тем временем АО «ДВЗ «Звезда» продолжает ремонт и модернизацию подводных кораблей Тихоокеанского флота. В частности, здесь проходит капитальное обновление атомная подводная лодка третьего поколения «Иркутск» проекта 949А «Антей». Субмарина уже вышла на заводские ходовые испытания и готовится к испытательным пускам новых ракет (после модернизации судно вместо двадцати четырех противокорабельных «Гранитов» сможет нести сорок восемь «Калибров», «Ониксов» или «Цирконов»). Ориентировочно корабль вернется в строй в конце 2023 года.

После «Иркутска» модернизационные работы начнутся на АПЛ «Челябинск» того же проекта, находящейся в резерве с 2012 года (она была доставлена на ДВЗ «Звезда» в 2014-м).

Глубокое обновление «Антеев» подразумевает замену почти всего их внутреннего оборудования. После завершения модернизации в названии проекта этих подлодок добавится еще одна литера, оно будет звучать как 949АМ. За счет гиперзвуковых «Цирконов», новых беспилотников и широкого спектра боевых средств, в том числе специального назначения, такие АПЛ станут уникальным для отечественного судостроения явлением. Эксперты уверены: правильная модернизация проекта 949А открывает перед отраслью все возможности для ускоренного освоения строительства подлодок перспективного пятого поколения.

Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам АО «Дальневосточный завод «Звезда», ООО «Судостроительный комплекс «Звезда», topwar.ru)
Фото: ПАО «НК «Роснефть»/ООО «ССК «Звезда»
 


 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх