Эксперты подводного дела
Силами специалистов Группы «ГИДРО» были отремонтированы гидротехнические сооружения целого ряда электростанций ПАО «Фортум»
Группа компаний «ГИДРО» вышла на отечественный рынок сравнительно недавно, но быстро нашла свою нишу и заслужила репутацию надежного подрядчика, которому поручают выполнение подводно-технических работ самой разной сложности. Сегодня на счету объединения уже более ста проектов, реализованных в разных регионах России, и свыше тридцати тысяч часов погружений. О тонкостях водолазного дела и планах дальнейшего развития компании рассказывает ее директор Денис ЦЕЛИЩЕВ.
— Денис Сергеевич, Группа «ГИДРО» возникла в 2016 году, когда в одну структуру объединились две екатеринбургские компании: ООО РСУ «Орентекс» и ООО «Регионстрой». Что показали первые пять лет работы?
— Что направление нами было выбрано верно: наши услуги востребованы. Их спектр достаточно широк. Мы осуществляем строительный контроль, выполняем очистку гидротехнических сооружений, дноуглубительные и дноочистительные работы, занимаемся подводной электросваркой и даже поднимаем со дна затонувшие суда. Разумеется, получив заказ, первым делом обязательно проводим водолазное обследование объекта.
В пользу сотрудничества с Группой компаний «ГИДРО» говорит хорошая техническая оснащенность наших предприятий, высокий профессионализм и оперативность сотрудников. Кроме того, установленные нами цены в среднем на 20–30% ниже, чем у конкурентов, при этом качество работ будет высоким вне зависимости от их сложности, это я гарантирую.
— Кто ваши заказчики?
— Прежде всего это крупные предприятия, эксплуатирующие гидротехнические сооружения: атомные, гидроэлектрические станции. Мы тесно сотрудничаем с АО «Русатом Инфраструктурные решения» (до июня 2020 года — АО «Объединенная теплоэнергетическая компания»), которое управляет активами неатомного энергетического и коммунального комплекса Росатома. Каждый из реализованных проектов по-своему уникален, и неоднократно мы добивались успеха там, где конкуренты пасовали.
В интересах ООО «Автозаводская ТЭЦ», входящего в контур управления АО «ЕвроСибЭнерго», наши сотрудники произвели замену и бетонирование направляющих деталей сетчатого агрегата насосной станции. Расстояние от пола до поверхности воды составляло порядка пятнадцати метров, подъемно-спусковые устройства для водолаза отсутствовали. Кроме того, осушить камеры, а значит, и установить строительные леса было невозможно. Мы соорудили устройство для спуска водолаза и его подъема из-под воды, а также разработали специальные приспособления на базе конструктива сетчатого агрегата, позволяющие проводить высотные работы без лесов. Это позволило выполнить стоящие перед нами задачи.
В числе наших клиентов есть представители не только энергетики, но и многих других отраслей. К примеру, по заказу АО «АЛРОСА-Газ» мы выполняли водолазное обследование четырех подводных переходов в отдаленных районах Якутии. Дополнительную сложность представляли непростые погодные условия: работы проводились в октябре, и в регионе уже стояли морозы, некоторые водоемы покрылись льдом, ходить по которому было небезопасно. Наша команда приняла решение очистить акваторию ото льда и спускаться, обеспечивая безопасность водолаза во время погружения с плавсредства. Лед удалось разделить на большие куски, затем моторная лодка стала их разгонять, чтобы прибить к берегу либо сплавить вниз по течению. После этого начались водолазные спуски и промер глубин с помощью эхолота. В результате мы смогли предоставить заказчику дополнительные изображения структуры дна.
Для екатеринбургского МУП «Водоканал» Группа «ГИДРО» осуществила замену направляющих элементов сороудерживающих решеток канала, подводящего к насосной станции Волчихинского водохранилища, которое обеспечивает питьевой водой столицу Урала. К моменту начала работы видимость под водой составляла меньше десяти сантиметров, из-за чего предусмотренная проектом подводная сварка не представлялась возможной. В итоге было принято единственное верное в сложившихся условиях решение — заменить привариваемые уголки закладными (к тому же более долговечными) деталями на болтовых соединениях. Кроме того, мы использовали специальную краску для подводных конструкций «Сереброл», срок эксплуатации которой превышает десять лет. В конце этого года планируем провести ревизию подводной части лакокрасочного покрытия и уточнить его жизнеспособность. Отмечу, что, хотя мы выбрали более трудоемкий и затратный вариант по сравнению с проектным, все работы выполнили в полном объеме, не потребовав доплаты.
— У вас ведь есть опыт сотрудничества и с иркутским «Водоканалом»?
— Да, довелось поработать и в Сибири, выполняя очистку рассеивающего водовыпуска. Он представляет собой проложенную по дну Ангары металлическую трубу с прямоугольными отверстиями, которые закрыты рассеивающими кассетами с щебеночной забутовкой. В ходе эксплуатации устройства отверстия неизбежно засоряются, так что приходится периодически их прочищать.
Так как закупоренный трубопровод находился под давлением, вариант очистки с заходом внутрь этой конструкции исключался. В то же время со стороны акватории из-за сильного течения Ангары водолазу добраться до трубы было очень сложно (потом он мог спрятаться за нее и приступить к работе). Взять в аренду плавкран не позволяло ограниченное финансирование.
Водолазная компания, работавшая до нас, вообще не смогла выполнить этот заказ, даже несмотря на наличие у нее плавкрана и подтопленной баржи для уменьшения течения, но команда Группы «ГИДРО» нашла выход из ситуации. Своими силами мы соорудили мобильную плавучую платформу, передвигающуюся при помощи папильонажных устройств (из-за сильного течения якоря не смогли бы ее удержать), и механизм для подъема рассеивающих кассет. Водолазу оставалось только спуститься к месту работы.
— Давайте вернемся к взаимодействию с энергетиками. Целый ряд проектов вы реализовали для ПАО «Фортум»…
— В задачи Группы «ГИДРО» входит комплексное обслуживание и ремонт подводных частей объектов, принадлежащих этой компании. Только в 2019–2020 годах мы обследовали закрытые отводящие каналы, обновили гидротехнические сооружения и рыбозащитные устройства Тюменской ТЭЦ-1, обследовали подводные части сооружений Няганской ГРЭС и удалили илистые отложения в водоподводящем канале и водоприемных камерах ее береговой насосной станции. На Челябинской ТЭЦ-1 наши работники очистили береговую насосную станцию от донных отложений, а на Челябинской ТЭЦ-4 — провели техобслуживание гидросооружений и отремонтировали затворы главной плотины. Кроме того, в минувшем году мы приняли на себя обязательства по текущему ремонту гидротехнических сооружений Аргаяшской ТЭЦ.
— Каким вы видите будущее Группы «ГИДРО»?
— В наших ближайших планах — выход из воды на сушу. Мы точно продолжим заниматься гидротехническими объектами, при этом станем самостоятельно проводить не только подводное, но и общее их обследование, выполнять надводные строительные работы. Первые шаги в данном направлении уже сделаны, осталось нарастить объемы. Кроме того, будем расширять свое присутствие в различных регионах страны.
В настоящее время у нас полным ходом идет подготовка к подводному обследованию железнодорожных опор Южно-Уральской железной дороги. Работы намечены на зимний период, что не характерно для обследований такого плана, но мы уверены в своих силах. Наши заказчики точно знают: специалистам Группы «ГИДРО» по плечу любой, даже самый сложный, проект.
620017, г. Екатеринбург, ул. Старых Большевиков, 26
Телефоны (343) 211-04-42, (499) 113-00-73
E-mail: info (@) gk-gidro.ru
гк-гидро.рф