Бизнес-партнерство
 
От начала проектирования до завершения строительства хоккейного стадиона «G-Drive Арена» (Омск) прошло менее чем три года ООО «ИСП «Геореконструкция» на уникальных объектах Группы «Газпром»
От начала проектирования до завершения строительства хоккейного стадиона «G-Drive Арена» (Омск) прошло менее чем три года

ООО «ИСП «Геореконструкция» на уникальных объектах Группы «Газпром»

Компания помогает газовому гиганту решать геотехнические задачи при строительстве и эксплуатации зданий, восстановлении памятников архитектуры

«Газпром» — организация уникальная, и вполне естественно, что она занимается уникальными объектами, причем не только сырьевыми и производственными. В сферу внимания компании и ее дочерних структур входит строительство высотных зданий и спортивных сооружений, сохранение объектов культурного наследия.

Научно-техническое сопровождение строительства «G-Drive Арена»

Один из наиболее ярких и динамичных примеров — хоккейный стадион «G-Drive Арена» в Омске, проектирование и строительство которого под руководством компании «Газпром нефть» уложилось менее чем в три года. Эта сверхсовременная спортивная площадка, удовлетворяющая требованиям самых взыскательных специалистов, уже распахнула свои двери перед спортсменами и болельщиками.

Во многом динамике строительства способствовало научно-техническое сопровождение (НТС) проектирования и строительства, которое осуществлял институт «Геореконструкция», подобно опытному лоцману ведя проект мимо рифов технических проблем и мелей нормативных тупиков. Главное, чтобы НТС начиналось с самых первых шагов реализации намеченного — с инженерных изысканий. Правильно составленное техническое задание и программа работ — залог успеха, а их непросто сформировать в тот момент, когда проекта еще не существует, он есть только в воображении и архитектурных эскизах. Здесь нужен опытный геотехник, который не ошибется с объемом и составом изысканий и проконтролирует ход работ и их результат.

При наличии достоверной базы исходных данных появляется возможность принять адекватное проектное решение об устройстве фундаментов и наземных конструкций. На помощь приходит еще одна важнейшая миссия НТС — создания электронных двойников сооружения, а именно пространственной расчетной схемы конструкции проектируемого объекта совместно с его фундаментами и грунтовым основанием (см. рис. 1). В ходе этого формируется оптимальная конструктивная схема здания, отслеживаются ошибки, допущенные при проектировании.

Расчеты взаимодействия сооружения и основания стали возможными в нашей стране благодаря программным комплексам FEMmodels и IEEcloud, разработанным специалистами института «Геореконструкция». Эти программы опережают зарубежные аналоги и позволяют в рамках одной расчетной схемы выполнять совместные расчеты сооружений и оснований с учетом нелинейных и реологических свойств материалов и грунтов.

Созданные с помощью данных программ расчетные модели сооружения оказываются весьма полезными и в ходе строительства, позволяя организовывать автоматизированный инструментальный мониторинг и расшифровывать его результаты. При этом сам мониторинг — еще одна составляющая НТС — становится действенным инструментом обратной связи между реальным состоянием объекта и проектным прогнозом, позволяя своевременно корректировать строительные процессы и технологии.


Эксплуатационный мониторинг «Лахта Центра»

Мониторинг, базирующийся на математической модели уникального здания, оказывается весьма полезным при его эксплуатации. Примером этого может послужить разработанная институтом «Геореконструкция» система эксплуатационного мониторинга самого высокого здания Европы — башни «Лахта Центра» (см. рис. 2).

При постановке заказчиком задач выяснилось, что не существует четкой методологии организации системы мониторинга при эксплуатации. Дело в том, что расчеты здания выполняют, ориентируясь на предельные величины нагрузок и воздействий. Так, исходя из расчетных параметров известно, какое напряженно-деформированное состояние будет у здания при ураганном ветре с импульсной составляющей. Определенные значения соответствуют красному свету светофора, их превышение недопустимо. Тем не менее для эксплуатационного мониторинга этого явно недостаточно: никто не знает, что должен показывать датчик, например, при юго-западном ветре со скоростью шесть метров в секунду.

В самом деле, если после зеленого сигнала (который иллюстрирует, что все в порядке) сразу, без предупреждения, включается красный, это не оставляет времени на принятие каких-либо технических или управленческих решений для стабилизации ситуации. Такой мониторинг бесполезен. Нужно, чтобы обязательно включался промежуточный желтый свет — сигнал тревоги. Соответственно, для расшифровки показаний датчиков (а их в небоскребе было поставлено 3,5 тысячи) пришлось создать электронный двойник здания — математическую модель, в которой нашли отражение текущие нагрузки, реальные материалы и конструктивные элементы. Модель позволила задать четкие и ясные критерии сигналов тревоги (было принято, что таковые подаются при возникновении существенного несоответствия между прогнозом и реальными показаниями датчиков).

Смысл эксплуатационного мониторинга заключается в том, чтобы при включении желтого света иметь достаточное время для принятия адекватных мер. В итоге сигнал опасности — красный свет светофора — не должен загореться НИКОГДА, благодаря чему будет обеспечена долговременная безопасная эксплуатация уникального здания.

Обследование «Тучкова буяна»

Уникальные здания — это не только небоскребы и стадионы, но и памятники архитектуры. Обследованием одного из них — возможно, самого загадочного здания Санкт-Петербурга, которое известно под названием «Тучков буян», — довелось заниматься институту «Геореконструкция» по заданию Фонда «Газпром социальные инициативы».

В XIX веке здание, находящееся в самом начале Большого проспекта Петроградской стороны, считали бывшим дворцом Бирона: очевидно, своей мощностью и монументальностью, граничащей с мрачностью, оно навевало ассоциации со всемогущим царедворцем времен Анны Иоанновны. В действительности это были пеньковые амбары, которые расположили в порту новой столицы, на острове с пристанью (такое место и называли в старину буяном), образовавшемся после наводнения 1737 года. Торговля пенькой приносила тогда большую прибыль, поэтому по распоряжению Екатерины II знаменитый архитектор Антонио Ринальди спроектировал двухэтажное складское здание из кирпича со сводчатыми перекрытиями, которое построил не менее знаменитый в то время военный инженер, позднее даже сенатор, Михаил Алексеевич Деденев (на фото — единственный сохранившийся чертеж «Тучкова буяна», выполненный А. Ринальди, 1764 год).


Сооружение неоднократно горело, ремонтировалось. Высокие этажи разделяли дополнительными перекрытиями, превращая тем самым здание в четырехэтажное. Перед институтом «Геореконструкция» была поставлена задача определить состояние «Тучкова буяна» и возможность приспособления здания для современного использования. Обследование таких памятников — это всегда разгадывание загадок. Почему здание построено на фундаментах с экстремальной для Петербурга глубиной заложения четыре метра? Есть ли под фундаментами деревянные сваи, которые тот же Ринальди применял при строительстве предпоследнего Исаакиевского собора? Почему в кладку XVIII века оказались вмонтированы кирпичи середины XIX столетия? Ответить на эти вопросы помогает глубокое изучение истории памятника.

«Тучков буян», казалось, все эти годы ждал возвращения к активной жизни. Деятельное внимание «Газпрома» позволит приспособить старинное здание для современного использования в качестве общественного центра и вернуть заброшенный архитектурный комплекс XVIII века городу. 

ООО «Институт строительного проектирования «Геореконструкция» (ООО «ИСП «Геореконструкция»)
190005, г. Санкт-Петербург, Измайловский просп., 4, оф. 414
Телефон (812) 339-35-87
Факс (812) 575-36-25
E-mail: mail (@) georec.spb.ru
www.georec.spb.ru
 
 
На правах рекламы
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх