Бизнес-партнерство
 
 От конных трамваев до ТУАХ

От конных трамваев до ТУАХ

Специалисты СПб ГУП «Горэлектротранс» были идеологами создания в России нового вида транспорта — троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Сейчас предприятие делает новые шаги в этом направлении.

Неотъемлемая часть жизни города

Предшественницей современного трамвая была конно-железная дорога, или конка. Ее первые вагоны с пассажирами появились на улицах Санкт-Петербурга 27 августа (8 сентября) 1863 года и стали курсировать по маршруту, соединявшему Васильевский остров с Адмиралтейской стороной. Эти экипажи заметно отличались от омнибусов: они имели вдвое большую вместимость (от двадцати до сорока человек) и двигались в два раза быстрее (со скоростью около десяти километров в час).

Копия коночного вагона представлена в Экспозиционно-выставочном комплексе городского электрического транспорта Санкт-Петербурга. Номер 114 появился не случайно: он напоминает об эксперименте Ф.А. Пироцкого, создавшего первый электрический трамвай из стандартного вагона конки №114

Появление конки стало настоящим прорывом в развитии городского общественного транспорта. Через семнадцать лет инженер Ф.А. Пироцкий испытал первый в России электромоторный вагон, и этот опыт был успешным. В 1895 году по замерзшей Неве начал курсировать ледовый электрический трамвай, а в 1907-м, 16 (29) сентября, в Санкт-Петербурге торжественно открыли регулярное электрическое трамвайное движение по улицам города. Руководивший проектированием линии инженер-электрик Г.О. Графтио сам провел первый вагон по маршруту длиной чуть более двух километров.

Обладавшие большей маневренностью и скоростью электрические трамваи быстро завоевали популярность у петербуржцев, а звуки трамвайных звонков стали неотъемлемой частью городской жизни.

Следующим значимым шагом стало введение в 1936 году троллейбусного движения. «Безрельсовые трамваи», как тогда называли новые транспортные средства, отличались плавным и бесшумным ходом, к тому же войти в них можно было прямо с тротуара. Пассажиры оценили эти удобства.

Трамваи и троллейбусы, предоставляющие возможность ускоренного передвижения по городу тысячам людей, стали неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры Северной столицы. Сегодня за работу наземного электрического транспорта в Санкт-Петербурге отвечает СПб ГУП «Горэлектротранс». В январе – сентябре этого года предприятие перевезло 193,8 миллиона пассажиров.


Гибрид троллейбуса с электробусом

Петербургский Горэлектротранс идет в ногу со временем: обновляет подвижной состав, оптимизирует маршруты и внедряет современные системы управления движением. Так, в 2023–2024 годах предприятие организовало шесть новых линий, которые обслуживаются троллейбусами с увеличенным автономным ходом (ТУАХ). Сейчас маршрутная сеть ТУАХ в Санкт-Петербурге состоит из пятнадцати линий общей протяженностью почти 196 километров, что делает ее крупнейшей в России.

Первые троллейбусы с увеличенным автономным ходом появились в городе в декабре 2017-го. Это позволило продлить существовавшие троллейбусные линии до новых районов без дополнительных вложений в строительство новой инфраструктуры. Отдельных зарядных станций для ТУАХ не требуется, эти транспортные средства могут заряжаться от контактной сети прямо во время движения и проезжать часть пути без подсоединения к ней.

Развитие маршрутной сети ТУАХ в Санкт-Петербурге свидетельствует о приверженности города к экологически чистому транспорту. Тяговые аккумуляторные батареи таких троллейбусов разработаны с учетом климатических особенностей Санкт-Петербурга. В зависимости от внешней температуры они обогревают или охлаждают сами себя, а впоследствии могут быть использованы в качестве резервных источников питания в различных сферах городского хозяйства.


Новая партия инновационных машин

Парк ТУАХ в Санкт-Петербурге составляет уже 287 современных машин, которые перевозят в среднем почти 166 тысяч пассажиров ежедневно, и его развитие на этом не останавливается. В минувшем октябре СПб ГУП «Горэлектротранс» заключило с ООО «Торговый дом СТМ» контракт на поставку двадцати троллейбусов с увеличенным автономным ходом модели «СИНАРА-6254» до конца 2024 года. Производитель — ООО «СИНАРА – Городские Машины» — оборудует салоны USB-слотами для подзарядки мобильных устройств, системами автоинформирования, видеонаблюдения и видеорегистрации, климатическими системами, установит анатомические сиденья с антивандальным покрытием. Гидроусилитель рулевого управления облегчит работу водителя и сделает движение плавным. Также машины будут оснащены откидной аппарелью, ГЛОНАСС, доступом в интернет по Wi-Fi и автоматическими системами пожаротушения. Для комфортной посадки и высадки пассажиров предусмотрена функция книлинга — наклона кузова.

С 2022 года все новые трамвайные вагоны, поступающие в Санкт-Петербург, оснащаются интеллектуальным автопилотом Cognitive Tram Pilot. Он распознает сигналы светофора, препятствия на пути трамвая, регулирует его скорость и может остановить транспорт при экстренной ситуации

Повысить безопасность перевозок позволит система контроля состояния водителя. Например, в тех случаях, когда человек, управляющий транспортным средством, заснет, система подаст звуковые сигналы, а если водитель не отреагирует и не нажмет кнопку контроля бодрствования, самостоятельно снимет тяговое усилие и после полной остановки машины активизирует стояночный тормоз.

Ожидается, что новая партия ТУАХ будет работать в троллейбусном парке №3 и использоваться на маршрутах, проходящих по центру Санкт-Петербурга. При этом запас автономного хода, составляющий от 25 до 30 километров, позволит троллейбусам выходить в отдаленные районы, где нет контактной сети.

Текст: Сергей КАЙНЕТДИНОВ (по материалам СПб ГУП «Горэлектротранс», gov.spb.ru)
Фото: СПб ГУП «Горэлектротранс»
 
 
 

Связанные материалы

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх