![От конных трамваев до ТУАХ От конных трамваев до ТУАХ](./usr/strategy/ot_konni.jpg?1739440819)
От конных трамваев до ТУАХ
Специалисты СПб ГУП «Горэлектротранс» были идеологами создания в России нового вида транспорта — троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Сейчас предприятие делает новые шаги в этом направлении.
Неотъемлемая часть жизни города
Предшественницей современного трамвая была конно-железная дорога, или конка. Ее первые вагоны с пассажирами появились на улицах Санкт-Петербурга 27 августа (8 сентября) 1863 года и стали курсировать по маршруту, соединявшему Васильевский остров с Адмиралтейской стороной. Эти экипажи заметно отличались от омнибусов: они имели вдвое большую вместимость (от двадцати до сорока человек) и двигались в два раза быстрее (со скоростью около десяти километров в час).
![](https://b2partner.ru/usr/strategy/%D0%B3%D1%8D%D1%82-%D1%81%D0%BF%D0%B1_8_24_2.jpg)
Появление конки стало настоящим прорывом в развитии городского общественного транспорта. Через семнадцать лет инженер Ф.А. Пироцкий испытал первый в России электромоторный вагон, и этот опыт был успешным. В 1895 году по замерзшей Неве начал курсировать ледовый электрический трамвай, а в 1907-м, 16 (29) сентября, в Санкт-Петербурге торжественно открыли регулярное электрическое трамвайное движение по улицам города. Руководивший проектированием линии инженер-электрик Г.О. Графтио сам провел первый вагон по маршруту длиной чуть более двух километров.
Обладавшие большей маневренностью и скоростью электрические трамваи быстро завоевали популярность у петербуржцев, а звуки трамвайных звонков стали неотъемлемой частью городской жизни.
Следующим значимым шагом стало введение в 1936 году троллейбусного движения. «Безрельсовые трамваи», как тогда называли новые транспортные средства, отличались плавным и бесшумным ходом, к тому же войти в них можно было прямо с тротуара. Пассажиры оценили эти удобства.
Трамваи и троллейбусы, предоставляющие возможность ускоренного передвижения по городу тысячам людей, стали неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры Северной столицы. Сегодня за работу наземного электрического транспорта в Санкт-Петербурге отвечает СПб ГУП «Горэлектротранс». В январе – сентябре этого года предприятие перевезло 193,8 миллиона пассажиров.
Гибрид троллейбуса с электробусом
Петербургский Горэлектротранс идет в ногу со временем: обновляет подвижной состав, оптимизирует маршруты и внедряет современные системы управления движением. Так, в 2023–2024 годах предприятие организовало шесть новых линий, которые обслуживаются троллейбусами с увеличенным автономным ходом (ТУАХ). Сейчас маршрутная сеть ТУАХ в Санкт-Петербурге состоит из пятнадцати линий общей протяженностью почти 196 километров, что делает ее крупнейшей в России.
Первые троллейбусы с увеличенным автономным ходом появились в городе в декабре 2017-го. Это позволило продлить существовавшие троллейбусные линии до новых районов без дополнительных вложений в строительство новой инфраструктуры. Отдельных зарядных станций для ТУАХ не требуется, эти транспортные средства могут заряжаться от контактной сети прямо во время движения и проезжать часть пути без подсоединения к ней.
Развитие маршрутной сети ТУАХ в Санкт-Петербурге свидетельствует о приверженности города к экологически чистому транспорту. Тяговые аккумуляторные батареи таких троллейбусов разработаны с учетом климатических особенностей Санкт-Петербурга. В зависимости от внешней температуры они обогревают или охлаждают сами себя, а впоследствии могут быть использованы в качестве резервных источников питания в различных сферах городского хозяйства.
Новая партия инновационных машин
Парк ТУАХ в Санкт-Петербурге составляет уже 287 современных машин, которые перевозят в среднем почти 166 тысяч пассажиров ежедневно, и его развитие на этом не останавливается. В минувшем октябре СПб ГУП «Горэлектротранс» заключило с ООО «Торговый дом СТМ» контракт на поставку двадцати троллейбусов с увеличенным автономным ходом модели «СИНАРА-6254» до конца 2024 года. Производитель — ООО «СИНАРА – Городские Машины» — оборудует салоны USB-слотами для подзарядки мобильных устройств, системами автоинформирования, видеонаблюдения и видеорегистрации, климатическими системами, установит анатомические сиденья с антивандальным покрытием. Гидроусилитель рулевого управления облегчит работу водителя и сделает движение плавным. Также машины будут оснащены откидной аппарелью, ГЛОНАСС, доступом в интернет по Wi-Fi и автоматическими системами пожаротушения. Для комфортной посадки и высадки пассажиров предусмотрена функция книлинга — наклона кузова.
![](https://b2partner.ru/usr/strategy/%D0%B3%D1%8D%D1%82-%D1%81%D0%BF%D0%B1_8_24_3.jpg)
Повысить безопасность перевозок позволит система контроля состояния водителя. Например, в тех случаях, когда человек, управляющий транспортным средством, заснет, система подаст звуковые сигналы, а если водитель не отреагирует и не нажмет кнопку контроля бодрствования, самостоятельно снимет тяговое усилие и после полной остановки машины активизирует стояночный тормоз.
Ожидается, что новая партия ТУАХ будет работать в троллейбусном парке №3 и использоваться на маршрутах, проходящих по центру Санкт-Петербурга. При этом запас автономного хода, составляющий от 25 до 30 километров, позволит троллейбусам выходить в отдаленные районы, где нет контактной сети.
Фото: СПб ГУП «Горэлектротранс»