Смелые идеи, становящиеся реальностью
Учрежденная 21 марта 2007 года в соответствии с указом Президента РФ Объединенная судостроительная корпорация сегодня включает в себя около сорока проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных производств, на базе которых консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Создаваемые на предприятиях ОСК надводные корабли и подводные лодки обладают высокой степенью автоматизации, при этом с каждым новым проектом растет доля используемых при их строительстве отечественных материалов и оборудования.
— Мировая судостроительная наука развивается высокими темпами. В практику верфей внедряются новейшие технологии и материалы. Становятся реальностью самые смелые проекты, связанные с электродвижением и водородными двигателями, использованием композитов и систем автономного судовождения. Мы уже являемся участниками технологической гонки между крупнейшими судостроительными компаниями и странами, и результат ее зависит в первую очередь от таланта и труда наших ученых и производственников, — отметил недавно генеральный директор АО «ОСК» Алексей Pахманов, поздравляя коллег с Днем российской науки.
Строительство технологически насыщенных многоцелевых судов ледового класса, самоподъемных плавучих буровых установок, рыбопромысловых траулеров, судов-площадок, буксиров освоили корабелы АО «Центр судоремонта «Звездочка», входящего в контур управления АО «ОСК». Особо следует отметить функционирующий в составе предприятия Центр пропульсивных систем (ЦПС), который сконцентрировал лучшие российские достижения в области проектирования и изготовления пропульсивных комплексов.
Специализированное винтообрабатывающее производство было открыто на «Звездочке» еще в 1989 году. К настоящему времени созданными здесь установками оснащены свыше двадцати тысяч кораблей и судов. Сегодня ЦПС развивает направление строительства оборудования для морской арктической техники. Так, в 2021 году коллектив подразделения завершил разработку технического проекта валопроводов ледокола «Лидер», который, как планируется, будет способен пробивать лед любой толщины.
— Сейчас мы начали заниматься сложной в инженерном плане продукцией: винторулевыми колонками, водометными движителями, подруливающими устройствами, — рассказал директор ЦПС Александр Сивков в интервью порталу Korabel.ru. — <…> Мы постоянно изучаем рынок, определяем, куда стоит бросить конструкторские ресурсы. В качестве одного из перспективных направлений рассматриваем винторулевую колонку мощностью 3,5 мегаватта для [кораблей] ледового класса Icebreaker 6. Планируется построить три-четыре судна, по две колонки на каждом, итого — шесть-восемь колонок: неплохая для нас серия. Продолжим работу по введению в серию колонок на девять мегаватт.
Стоит отметить, что на протяжении истории «Звездочки» таланты специалистов предприятия проявлялись в самых разных направлениях. Так, в 2000 году на заводе появился цех огранки алмазов с перспективных месторождений под Архангельском, а в 2004-м стартовал первый космический проект: в рамках госконтракта на «Звездочке» изготовили стенд сборки головной части нового семейства ракет «Ангара» с разгонным блоком «Бриз-М» для космодрома Плесецк.
Фото: АО «ОСК»/АО «ЦС «Звездочка»