Меняться в соответствии с требованиями времени
Под эгидой входящего в состав Госкорпорации «Ростех» АО «ОДК» собран практически весь интеллектуальный и производственный ресурс двигателестроительной отрасли нашей страны. Продукция предприятий объединения находит применение на кораблях ВМФ России, в военной и гражданской авиации, космической отрасли, нефтегазовой промышленности и электроэнергетике.
От заводов полного цикла к центрам специализации
С 2016 года Объединенная двигателестроительная корпорация претворяет в жизнь комплексную программу модернизации производства. В рамках нее на предприятиях формируются центры специализации, сосредоточенные на создании деталей, узлов и комплектующих определенного типа («Коробки приводов и агрегатов», «Корпуса, статорные узлы и камера сгорания», «Моноколеса», «Ротор», «Статор», «Лопатки турбин», «Уплотнения», «Графит» и др.). Выпуская продукцию в интересах всех заводов ОДК, эти центры позволяют объединению минимизировать себестоимость и сроки изготовления двигателей. Принятая схема позволяет оценить рентабельность центров специализации еще на этапе моделирования, точно спланировать объем инвестиций, рассчитать объем производственных мощностей и количество необходимого оборудования.
В частности, трансформационный проект реализует АО «ОДК-Климов», которое может послужить примером передового производства. С 2014 года предприятие действует на новой площадке в Приморском районе Санкт-Петербурга, где был построен современный конструкторско-производственный комплекс. Только за последние несколько лет доля оборудования с числовым программным управлением на предприятии выросла с трех до двадцати с лишним процентов. Организованный здесь выпуск вертолетных двигателей семейства ТВ3-117/ВК-2500 полностью из российских комплектующих дал возможность избежать зависимости от украинских поставщиков.
Ознакомиться с результатами работы коллектива АО «ОДК-Климов» смогли участники семинара «Трансформация индустриальной модели», прошедшего недавно на площадке завода. Исполнительный директор предприятия Александр Ватагин подробно рассказал о техническом перевооружении производства и развернутой широкой отраслевой кооперации.
— «ОДК-Климов» является центром специализации по производству деталей и сборочных единиц, конечной сборке и испытаниям вертолетных двигателей, — отметил в своем выступлении Александр Иванович. — Исторически сложилось так, что наша ключевая компетенция — это проектирование. Когда разрабатывалась концепция трансформации производства предприятия, мы исходили из того, что разработчик должен отвечать за весь жизненный цикл своих изделий. Это и разработка, и изготовление, и сервис. Сегодняшняя конструкторско-производственная база позволяет выполнять все эти задачи.
Индустриальная модель АО «ОДК-Климов» выстроена таким образом, чтобы максимально эффективно использовать производственные площади, которые после 2014 года сократились более чем в полтора раза. Предприятие входит в кооперацию производителей авиадвигателей, которая включает более сорока российских организаций разного масштаба.
По проекту «Валы ГТД»
Еще один участник программы модернизации АО «ОДК» — серийный производитель авиадвигателей и промышленных газотурбинных установок АО «ОДК-Пермские моторы». Здесь создается центр специализации, который будет производить валы газотурбинных двигателей согласно проекту «Валы ГТД» («Длинные валы»).
Оснащенный современным высокотехнологичным оборудованием, он расположится на двух производственных площадках. На первой из них — участке механической обработки валов — уже установлена часть станков, а в минувшем августе завершился монтаж уникальной роботизированной ячейки на базе двух обрабатывающих центров. Все вспомогательные процессы, которые раньше контролировал оператор, теперь будут выполняться в автоматизированном режиме двадцать четыре часа в сутки. Ожидается, что за счет этого существенно сократится цикл обработки изделий и уменьшится количество дефектов, возникающих под влиянием человеческого фактора.
— Это масштабный и престижный проект для нас: до сих пор в России ни на одном предприятии не был внедрен комплекс автоматизированного оборудования по производству таких габаритных деталей, как валы, — с гордостью говорит исполнительный директор АО «ОДК-Пермские моторы» Сергей Харин. — Пиковая пропускная способность составляет полторы тысячи штук в год: на такие объемы завод планирует выйти к 2030 году. Сейчас на «Пермских моторах» выпускается порядка трехсот валов в год. Валы необходимы не только для серийных моторов, но и для перспективных двигателей ПД-14, ПД-8, ПД-35, которые создаются в большой кооперации предприятий ОДК.
Цель создания участка — аккумулировать в одном месте полный цикл производства данных изделий. В центре «Валы ГТД» будет выполняться максимальное количество операций, начиная от сверления заготовок, обдирки, комплексной обработки и заканчивая термообработкой, покраской, полировкой, балансировкой, автоматизированным контролем и упаковкой продукции. Оборудование планируется ввести в промышленную эксплуатацию в предстоящем октябре.
Вторая производственная площадка центра — участок термообработки валов длиной до трех метров. Монтаж оборудования здесь начнется во втором квартале 2022 года.
Всего в рамках проекта до конца будущего марта на предприятие поставят сорок восемь единиц оборудования, в том числе автоматизированные складские комплексы, установки для автоматического дробеструйного упрочнения, автоматической полировки, покраски и других операций.
Главный двигатель цифровой трансформации
В ближайшей перспективе руководство ОДК намерено сосредоточиться на проведении мероприятий комплексного плана цифровизации производства (он был утвержден в феврале 2020 года), в частности на развитии имитационного моделирования и создании цифровых двойников систем.
— Сегодня в рамках трансформации индустриальной модели ОДК на предприятиях уже начала внедряться цифровизация производства, которая позволяет управлять всем жизненным циклом продукта, — сообщил директор по производству АО «ОДК» Валерий Теплов. — Фактически все наши предприятия уже приближаются к полной реализации такого цикла. При этом цифровизация остается инструментом, который не работает без творческого начала и решений инженера. Системы могут подсказать человеку, натолкнуть его на мысль об улучшении, но сами пока предложить такого улучшения не могут, поэтому главный двигатель цифровой трансформации — это люди и их готовность меняться в соответствии с требованиями времени.
Фото: АО «ОДК»