Warning: Division by zero in /hosting/disk1/h30497862/web/b2partner.ru/www/za/zSQL/zSQL.php on line 303
О проекте - Бизнес-партнерство
Бизнес-партнерство
 
 Определяя будущее Севморпути

Определяя будущее Севморпути

Одно из старейших судостроительных производств России Балтийский завод на протяжении всей своей истории оставался на технологической передовой: он первым в стране претворял в жизнь смелые отраслевые проекты, и многие корабли, сходившие со стапелей верфи, затем пускались в серию. Именно здесь был создан уникальный плавучий энергоблок «Академик Ломоносов», введенный в промышленную эксплуатацию в мае прошлого года, и именно на Балтийском заводе сегодня строятся самые мощные в мире атомоходы проекта 22220 (ЛК-60Я).

Заметный след в истории флота

Завод был основан в 1856 году купцом первой гильдии сахарозаводчиком Матвеем Карром, который пригласил в компаньоны механика Марка Макферсона. В 1862-м на предприятии была построена канонерская лодка «Опыт» — первый отечественный корабль из железа, а в 1866-м, за три-четыре десятилетия до того, как в мире широко освоили технологию строительства и тактику боевого использования подводных судов, — подлодка конструктора Ивана Александровского с механическим двигателем.

В конце 1860-х годов создание на верфи трехбашенного фрегата «Адмирал Лазарев» положило начало броненосному судостроению России. В 1877-м завод выпустил первый в стране паровой двигатель, его мощность составила 5 300 лошадиных сил, в 1908-м спустил на воду первую отечественную субмарину, оснащенную дизельной силовой установкой с реверсивным устройством, — «Миногу». В 1920-х годах предприятие одним из первых в Советском Союзе возобновило производство коммерческих судов (лесовозов, грузопассажирских теплоходов, дизельных ледоколов) и приступило к реализации военных проектов.

В первый месяц Великой Отечественной войны более семи тысяч судостроителей завода были призваны в ряды Красной Армии и Военно-Морского Флота, вступили в народное ополчение. Оставшиеся в тяжелых условиях блокадного Ленинграда изготавливали снаряды, детали для полковых пушек, военную технику, строили и восстанавливали поврежденные авиабомбами корабли. Почти шесть тысяч ушедших на фронт так и не вернулись домой.

В 1960–1970-х годах работники предприятия приняли участие в реализации программ освоения космоса. Силами балтийцев были созданы научно-исследовательские суда «Космонавт Владимир Комаров» и «Космонавт Юрий Гагарин», предназначавшиеся для управления полетом космических аппаратов.

Всего за время существования завода его корабелы построили около шестисот технически сложных и уникальных для своего времени военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.

С октября 2011 года предприятие входит в состав Объединенной судостроительной корпорации.

Второе пришествие «Арктики»

Балтийский завод обладает уникальным опытом строительства надводных кораблей с ядерными энергетическими установками. На нем были спущены на воду все действующие российские атомные ледоколы, оснащенные судовым реактором КЛТ-40 и его модификациями, а также атомные крейсеры. Здесь же строился атомоход, оборудованный предшественниками КЛТ-40 — двумя ядерными реакторами ОК-900А мощностью по 171 мегаватту, который стал легендой отечественного арктического судоходства. Речь идет о головном корабле серии атомных ледоколов второго поколения, носившем имя «Арктика» и первым в истории достигшем Северного полюса в надводном плавании (это произошло 17 августа 1977 года).

Когда Балтийский завод получил заказ на строительство атомного ледокола «Арктика», на предприятии работало 1 800 человек. Сейчас здесь трудятся больше шести тысяч судостроителей

 



Отдавая дань достижениям прошлого, первому из атомоходов проекта 22220 корабелы дали то же прославленное название. Закладка судна состоялась 5 ноября 2013-го, спуск на воду — 16 июня 2016-го, а передача заказчику, ФГУП «Атомфлот», и поднятие на борту государственного флага Российской Федерации — 21 октября 2020 года в Мурманске.

— Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» открывает серию судов, которые определят будущее Северного морского пути, — пояснил генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка на церемонии подписания акта приема-передачи судна. — Атомоходы проекта 22220 соответствуют высоким требованиям безопасности для работ в Арктическом регионе. Технические характеристики атомных ледоколов отвечают запросам наших партнеров: мощность, автономность и надежность.

Сердце новой «Арктики» — энергетическая установка из двух ядерных реакторов РИТМ-200 тепловой мощностью 175 мегаватт каждый. Во время двухнедельного перехода из Санкт-Петербурга в Мурманск специалисты сдаточной команды Балтийского завода и представители заказчика проверили характеристики судна в ледовых условиях. В рамках испытаний ледокол выполнил программу максимум, достигнув Северного полюса Земли.

— Проделана колоссальная работа, — подвел итог генеральный директор АО «Балтийский завод» Алексей Кадилов, — но впереди продолжение строительства серийных атомных ледоколов, а значит, еще больше работы, которую нам необходимо выполнить качественно и в срок.

Первой работой атомохода с момента его ввода в эксплуатацию стала проводка сухогруза «Сияние Севера», которую «Арктика» завершила 24 ноября в порту Сабетта.

В настоящее время на Балтийском заводе ведется сооружение четырех других атомных ледоколов проекта 22220: «Сибири» (проходит швартовные испытания), «Урала» (спущен на воду в мае 2019 года), «Якутии» (спуск на воду намечен на ноябрь 2022-го) и «Чукотки» (заложена в декабре 2020-го). Свои имена они получили в соответствии с традицией «Атомфлота», согласно которой названия новых морских судов выбираются из географических наименований объектов Северного морского пути или повторяют названия легендарных советских атомных ледоколов, выведенных из эксплуатации.

Копии закладных досок атомоходов «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия» недавно пополнили фонд Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Торжественная церемония их передачи в дар ЦВММ состоялась 11 февраля.

— Для коллектива Балтийского завода передача закладных досок атомных ледоколов проекта 22220 — очень значимое и торжественное событие, — отметил советник генерального директора АО «Балтийский завод» Сергей Левчук. — Центральный военно-морской музей — это культурный храм исторической памяти и сильнодействующее средство воспитания молодежи. Именно здесь формируется чувство уважения и гордости за боевую и трудовую доблесть нашего народа. Здесь куется мировоззрение юношей и девушек, их приверженность ценностям патриотизма, поэтому, безусловно, в дальнейшем мы надеемся продолжать сотрудничество с музеем.

Преемники знаний

Чтобы избежать кадрового голода и обеспечить завод квалифицированными специалистами, на предприятии реализуют проект «Преемники знаний», разработанный руководителем бюро развития персонала Юлией Низовцевой и экс-начальником отдела подбора и развития персонала Татьяной Паклинской. В рамках него студенты последних курсов профильных вузов проходят на предприятии оплачиваемую стажировку под руководством опытных судостроителей.

В 2020 году Балтийский завод участвовал в конкурсе на лучшую практику наставничества, организованном комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле правительства Санкт-Петербурга, и был признан победителем в номинации «Наставничество в профессиональном развитии молодежи».

Текст: Ольга СВЯЗИНА
Фото: АО «Объединенная судостроительная корпорация»/АО «Балтийский завод», gov.spb.ru
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх