Новейшая страница истории российского судостроения
Корабелы говорят «Дальний Восток» — подразумевают «Звезда», имея в виду не только заложенный почти семь десятилетий назад ремонтный завод, но и одноименный судостроительный комплекс (ССК), сооружение которого еще не завершено. Если на начальном этапе создания перспективной верфи в городе Большой Камень в тридцати километрах от Владивостока обе «Звезды», как правило, упоминались только в связке, то по мере ввода в строй новых мощностей судостроители стали подчеркивать: это разные предприятия, объединенные общим названием и территориальной близостью.
Взгляд в будущее
АО «ДВЗ «Звезда» сегодня остается единственной верфью на Дальнем Востоке, которая специализируется на ремонте, переоборудовании и модернизации атомных подводных ракетоносцев, а расположившееся на территории предприятия и прилегающих площадях ООО «ССК «Звезда» ориентировано на крупнотоннажное специальное судостроение. Проект, имеющий стратегическое значение не только для Дальневосточного региона, но и для всей России, был реализован консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». Торжественный пуск первой очереди новой верфи состоялся в 2016 году в присутствии Президента РФ Владимира Путина, который подчеркнул: «Создание комплекса „Звезда“ имеет большое значение для всей отечественной судостроительной отрасли».
— Судостроительный комплекс «Звезда» — новейшая страница истории российского судостроения, — отмечает генеральный директор ООО «ССК «Звезда» Сергей Целуйко. — На наших глазах он становится крупнейшей в стране верфью, предназначенной для строительства всех типов морских судов и добычных платформ для работы на российском шельфе.
Загрузка судостроительного комплекса позволяет смело смотреть в будущее, активно работая уже сегодня. Динамично развиваясь, продолжая строить верфь, мы уже спускаем на воду суда — на благо отрасли и во имя России.
Завершить сооружение объектов второй очереди предприятия предполагается в 2024 году.
Самый большой сухой док в стране
В ходе строительства ССК «Звезда» эксперты отмечали отсутствие в Приморье предприятий для обслуживания создаваемых на новой верфи судов. Ни один из местных ремонтных доков не мог вместить корабль водоизмещением больше 50 тысяч DWT, что уж говорить о танкерах и газовозах водоизмещением 100 тысяч DWT.
Заливка первого кубометра бетона в основание самого большого в России сухого дока состоялась в сентябре 2018 года, и в декабре 2021-го ООО «ССК «Звезда» сообщило о сдаче объекта в эксплуатацию — на три года раньше первоначально обозначенного срока. Введенное в действие гидротехническое сооружение размером 485 на 114 метров и глубиной 14 метров дает возможность строить суда любых габаритов и сложности. Плавучий затвор батопорт отделяет от акватории камеру дока, дно которой расположено ниже уровня воды. Технологический затвор из семи секций, которые собираются в единую водонепроницаемую конструкцию длиной 114 и высотой 14 метров, делит площадь дока на независимые отсеки, что позволяет строить сразу несколько судов одновременно. Помимо козлового крана «Голиаф» грузоподъемностью 1 200 тонн на объекте установлены портальные краны грузоподъемностью 60 и 70 тонн.
Равнение на «Лидера»
К началу 2023 года на верфи было заложено двадцать шесть судов и шестнадцать закладных секций, спущено на воду со стапеля и из сухого дока шесть кораблей. В общей сложности предприятие заключило контракты на строительство более чем шестидесяти судов гражданского назначения. В их числе — двенадцать крупнотоннажных танкеров типа «Афрамакс» дедвейтом 114 тысяч тонн. Они могут перевозить до 130 тысяч кубометров сырой нефти и нефтепродуктов.
Головной «Афрамакс» «Владимир Мономах» — первый танкер такого класса, построенный в Российской Федерации, — перешел в ведение АО «Роснефтефлот» (дочернего общества ПАО «НК «Роснефть») в конце 2020 года. После этого заказчикам были переданы «Владимир Виноградов» и «Океанский проспект». В апреле этого года предприятие вывело на ходовые испытания танкер «Академик Губкин». Еще три судна серии находятся на разных этапах готовности.
«Афрамаксы» называют зелеными судами: они спроектированы с соблюдением высоких стандартов экологической безопасности. Главная и вспомогательная энергетические установки таких кораблей могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе.
Также в числе строящихся на верфи в настоящее время судов — первый из трех танкеров-продуктовозов типа MR дедвейтом 50 тысяч тонн, второе многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса Icebreaker 7 дедвейтом 5 100 тонн, арктический танкер-челнок ледового класса Arc6 дедвейтом 69 тысяч тонн.
В 2022 году корабелы ССК «Звезда» приступили к строительству уже седьмого ледокольного танкера-газовоза СПГ класса Arc 7 в рамках реализации проекта «Арктик СПГ-2» (начало их производства в России стало заметным прорывом для отрасли). Кроме того, на верфи были заложены два многофункциональных научно-исследовательских судна неограниченного района плавания ледового класса Arc4, которые смогут вести научно-исследовательские работы фундаментального и прикладного назначения в акваториях Мирового океана.
Еще одно детище «Звезды», которому суждено стать пионером, — самый мощный в мире атомный ледокол проекта 10510 «Лидер», призванный обеспечить круглогодичную проводку коммерческого флота по Северному морскому пути. Его ввод в эксплуатацию ориентировочно намечен на 2027 год.
Фото: ПАО «НК «Роснефть»/ ООО «ССК «Звезда»