Системное реформирование отечественного самолетостроения
Крупнейшие самолетостроительные активы нашей страны в 2006 году были интегрированы в Объединенную авиастроительную корпорацию. Сегодня предприятия ОАК, с одной стороны, участвуют в выполнении государственного оборонного заказа, поставляя современную авиационную технику Вооруженным силам РФ, а с другой — разрабатывают и строят гражданские воздушные суда, обновляя и расширяя действующий парк отечественных самолетов и вертолетов. В марте прошлого года было объявлено о завершении процесса вхождения ПАО «ОАК» в структуру Госкорпорации «Ростех».
В поисках оптимальной системы управления
ОАК объединяет двадцать отраслевых компаний и пятнадцать авиаремонтных заводов, расположенных в различных регионах России. Они осуществляют разработку, производство, испытания, гарантийное и постгарантийное обслуживание, ремонт, модернизацию и утилизацию авиатехники гражданского, военного и специального назначения, а также подготовку кадров и повышение квалификации летного состава. Кроме того, два совместных предприятия корпорации и ее зарубежных партнеров действуют в Индии и Италии.
Входящим в объединение компаниям принадлежат права на такие известные бренды, как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», SSJ и МС-21.
Отметим, что структура корпорации не статична: она постоянно меняется, идет поиск наиболее эффективной системы управления. На протяжении последних лет ОАК формирует дивизионы по направлениям деятельности. После создания дивизионов транспортной (на базе ПАО «Ил») и специальной (на базе ПАО «Туполев») авиации пришел черед военного и гражданского дивизионов. Для структурирования последнего в 2020 году были объединены два мощных центра — производители коммерческих воздушных судов МС-21 и SuperJet 100 (АО «Гражданские самолеты Сухого» стало филиалом ПАО «Корпорация «Иркут», получившим название «Региональные самолеты»).
В рамках формирования дивизиона военной авиации корпорация в прошлом году централизовала управление предприятиями, осуществляющими разработку и производство боевых самолетов (ПАО «Компания «Сухой» были переданы полномочия единоличного исполнительного органа АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»). При этом представители ПАО «ОАК» сообщили о планах сохранения сильных и известных во всем мире брендов «МиГ» и «Сухой».
— Каждая конструкторская школа сохранит свою самобытность и уникальность, которые будут выражены в новых проектах легких и тяжелых авиационных комплексов, — заметил Илья Тарасенко, руководивший обеими структурами в феврале–ноябре 2020 года. — «МиГ» и «Сухой» — это дополняющие друг друга системы оперативно-тактической авиации. Наша задача — развивать те компетенции, которые есть у двух этих инженерных школ, и сделать так, чтобы каждое предприятие двигалось к новым проектам, причем по своему направлению.
На недавнем совещании с руководством ОАК, прошедшем 16 марта, генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов озвучил планы создания корпоративного центра самолетостроения ОАК, куда вольются «Сухой» и «МиГ». Он в качестве единого юридического лица консолидирует функции управления самолетными программами, а также станет управляющей организацией для компаний «Туполев», «Ильюшин» и корпорации «Иркут».
Инженерно-конструкторские функции группы будут возложены на отдельный центр, в состав которого войдут все авиационные конструкторские бюро.
— Мы формируем в Москве единую управляющую организацию и единый центр конструкторских компетенций для всех компаний ОАК. Системные реформы должны усовершенствовать структуру корпорации и решить вопросы ее финансовой устойчивости, повысить конкурентоспособность отечественных гражданских самолетов и покрыть значительные потребности России в современных воздушных судах для пассажирских перевозок. С учетом важности задачи я принял решение взять вопрос корпоративных реформ под личный контроль и возглавить совет директоров ОАК, — сказал Сергей Чемезов.
Аппарат ОАК существенно сократят, однако кадровая оптимизация не затронет мозговой центр авиастроения — конструкторский блок, заверили в Ростехе.
По словам генерального директора ПАО «ОАК» Юрия Слюсаря, совокупный оптимизационный эффект от проводимых преобразований должен составить до 130 миллиардов рублей.
В этом году одним из приоритетов является освоение технологии серийного производства и выход на стабильные темпы серийного выпуска по двум новым машинам в военном и транспортном сегментах нашего бизнеса. Безусловно, для нас большой вызов — выполнение контракта Минобороны России на поставку семидесяти шести самолетов пятого поколения и обеспечение стабильного темпа серийности в соответствии с графиком. В Ульяновске мы также выходим на стабильные темпы серийного производства, параллельно занимаясь модернизацией парка военно-транспортной авиации и созданием новых самолетов-топливозаправщиков Ил-78М-90А. Контракт на их поставку был подписан в конце прошлого года
Юрий Борисович СЛЮСАРЬ, генеральный директор ПАО «ОАК»
Основа боевой авиации России
В ходе реорганизации ПАО «Компания «Сухой» завершило 2020 год с 50%-м ростом выручки по сравнению с 2019-м. При этом внешний долг холдинга сократился на 15%.
Выпускаемые холдингом боевые самолеты марки «Су» составляют основу фронтовой авиации России. В прошлом году авиастроители завершили выполнение двух крупных долгосрочных контрактов — на поставку многоцелевых истребителей Су-35С (1) и истребителей-бомбардировщиков Су-34 (2) в интересах Воздушно-космических сил (ВКС) Российской Федерации. Сборка боевых машин осуществлялась на площадке филиала ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина». Самолеты были приняты военным ведомством без замечаний.
— В 2020 году компания «Сухой» успешно выполнила все обязательства перед государственным заказчиком, — отметил заместитель генерального директора по программам холдинга Владимир Ефимов. — Благодаря высокой квалификации сотрудников и современному техническому оснащению наш завод в Комсомольске-на-Амуре отработал планомерно, внимательно и не допустил срыва сроков.
Еще одним крупным прошлогодним событием стала передача одному из авиаполков Южного военного округа первого серийного многофункционального истребителя пятого поколения Су-57, состоявшаяся в декабре. В настоящее время КнААЗ имени Ю.А. Гагарина готовится развернуть производство самолетов данного типа. Глава Министерства обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что к 2024 году в войска поступят двадцать два таких истребителя, а всего контракт предусматривает поставку семидесяти шести Су-57 до 2028 года.
При создании кабины самолета (3) конструкторы решили задачу максимальной автоматизации процессов пилотирования и боевого применения.
— Теоретически летчик после выполнения взлета и до момента захода на посадку может вообще не заниматься пилотированием, а осуществлять поиск и атаку целей, причем и этот процесс в достаточной степени автоматизирован, — пояснил начальник отдела кабин ОКБ Сухого ПАО «Компания «Сухой» Никита Дорофеев.
В свою очередь филиал АО «РСК «МиГ» «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» завершил капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31 (4). Заключительная обновленная в рамках контракта боевая машина отправилась на аэродром постоянного базирования 25 декабря 2020 года.
— Модернизированный МиГ-31 обладает высокими летно-техническими характеристиками и способен успешно решать боевые задачи в современных условиях, — пояснил управляющий директор АО «РСК «МиГ» Андрей Герасимчук. — Сегодня НАЗ «Сокол» продолжает свое техническое переоснащение, которое позволит ему применять новые технологии, совершенствовать производственную систему, повышать эффективность предприятия и выполнять контрактные обязательства в полном объеме в установленные сроки и с высоким качеством.
Коллектив корпорации продолжает работать над созданием легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35.
Первый полет обновленного «Белого лебедя»
Второго февраля 2020 года на аэродроме филиала ПАО «Туполев» «Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова» состоялся первый полет опытного глубокомодернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М (5), а в начале минувшего ноября пресс-служба компании сообщила о том, что боевая машина впервые поднялась в небо с новыми серийными двигателями — НК-32-02. Были выполнены необходимые проверки обновленных общесамолетных систем и бортового радиоэлектронного оборудования, которые, по данным экипажа, отработали без замечаний.
После прохождения заводских испытаний самолет 5 марта этого года совершил перелет на Жуковскую летно-испытательную и доводочную базу для подготовки к предварительным летным испытаниям.
В дальнейшем до уровня Ту-160М должны быть модернизированы пятнадцать строевых ракетоносцев Ту-160 ВКС России. Кроме того, до 2027 года планируется построить десять новых Ту-160М. Начало их поставок намечено на 2023 год.
«Этот самолет может выполнить практически любую задачу»
Ульяновское АО «Авиастар-СП», входящее в дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК», в интересах Минобороны России выполняет контракт на производство серийных тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А. За прошлый год завод изготовил три очередные машины. Одной из них было присвоено имя заслуженного авиаконструктора Генриха Васильевича Новожилова, под руководством которого создавался Ил-76. Торжественная церемония прошла на территории аэродромного комплекса Ульяновск-Восточный 29 января (6).
— Мы понимаем, насколько важно сейчас обновление парка военно-транспортной авиации, наращивание поставок новой авиационной техники, — подчеркнул первый заместитель генерального директора ПАО «ОАК», управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой. — Ил-76МД-90А — образец эффективности, оснащенности и огромных возможностей в своем классе. Этот самолет может выполнить практически любую задачу — от спасения людей и тушения пожаров до безопасной транспортировки личного состава и любых грузов. При создании в него был заложен гигантский потенциал надежности и развития.
В ходе своего визита на авиазавод 2 марта Сергей Шойгу поставил коллективу АО «Авиастар-СП» задачу выйти на выпуск до десяти Ил-76МД-90А в год.
Также предприятие приступило к выполнению нового контракта с военным ведомством — на производство десяти новейших топливозаправщиков Ил-78М-90А (7). Самолет, созданный на базе Ил-76МД-90А, позволит производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации. С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации.
Сейчас предприятия ОАК обеспечены загрузкой на среднесрочную перспективу. Заводам корпорации предстоит большая работа над выполнением новых контрактов на поставку техники, подписанных на форуме «Армия-2020».
Фото: ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»/ ПАО «Компания «Сухой», АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», ПАО «Туполев», АО «Авиастар-СП»