В особой зоне роста
АО «Югорский лесопромышленный холдинг» — ведущий игрок на рынке лесной и деревообрабатывающей промышленности России. В 2024 году компания приступила к поставкам продукции в Китай и продолжила подготовку к пуску нового производства в особой экономической зоне «Нягань».
От заготовки древесины до высадки новых деревьев
Холдинг отметил 20-летие своей деятельности: организация, объединившая ключевые лесозаготовительные и лесоперерабатывающие мощности ХМАО-Югры, была зарегистрирована 2 февраля 2004 года. Итогом стало формирование в регионе интегрированного производства древесной продукции с высокой добавленной стоимостью.
В структуре компании действуют четыре подразделения — «ЮграТрансСервис», «Лесопильные заводы Югры», «ЛВЛ-Югра» и «Югра-Плит». На их базе организован полный производственный цикл — от заготовки древесины до ее глубокой переработки. Объем выпускаемых товаров (пиломатериалов камерной сушки, древесно-стружечных плит более чем со 120 видами декора, ЛВЛ-бруса и др.) составляет 460 тысяч кубометров в год, из них 150 тысяч кубометров экспортируются. При этом Югорский лесопромышленный холдинг не только использует лесные богатства, но и занимается восстановлением лесов, защищает их от пожаров.
Компания — один из крупнейших инвесторов лесной промышленности ХМАО-Югры: за время работы холдинг вложил 7,9 миллиарда рублей в развитие своей деятельности.
Открывая Китай
В текущем году АО «Югорский лесопромышленный холдинг» планирует поставить своим иностранным партнерам не менее ста тысяч кубометров пиломатериалов, в том числе значительная часть продукции будет направлена на новый рынок — в Китай. Это важный шаг в свете изменения торговых маршрутов и адаптации к тем условиям, которые сложились после введения санкций против российского бизнеса.
Завод «ЛВЛ-Югра», специализирующийся на производстве лущеного шпона и клееного многослойного бруса из него, работает в режиме круглосуточной загрузки линии лущения. За 2024 год намечено изготовить 50 тысяч кубометров шпона хвойных пород.
Для завода — посильная задача, — подчеркнул главный инженер подразделения Андрей Попов. — Сейчас объем — ориентировочно 4,3 тысячи кубометров в месяц, хотим выйти на пять тысяч кубометров.
Товар в Китай доставляется по железной дороге. Для упрощения логистики компания предприняла ряд мер: было согласовано движение составов РЖД непосредственно на территорию завода, построен специальный погрузочный терминал. Приобретение современных погрузчиков значительно ускорило процесс отгрузки. Теперь сорокатонный контейнер может быть полностью загружен за двадцать минут.
Отметим, что в 2023 году в Советском районе ХМАО-Югры расконсервировали подъездные пути железнодорожной станции Соболиная, которая не функционировала с 1998 года. Это позволило сократить расходы на перевозку продукции, выпускаемой «Югра-Плит», и обеспечить круглогодичную доставку данному подразделению необходимого сырья.
В тех объемах, в которых мы сейчас работаем, без железной дороги нам никак, — заметил тогда генеральный директор АО «Югорский лесопромышленный холдинг» Юрий Краев. — За последние пять лет мы проинвестировали более двухсот миллионов во всю инфраструктуру, связанную с железной дорогой.
Один из первых резидентов новой ОЭЗ
В январе 2023 года между Минэкономразвития России, правительством ХМАО-Югры и администрацией Нягани было подписано соглашение о создании в регионе особой экономической зоны промышленно-производственного типа — ОЭЗ «Нягань». Правительство автономного округа зарезервировало для нее внушительную территорию, где на первом этапе освоения будет задействовано 272,8 гектара.
«Нягань» — это новый центр развития перерабатывающих производств, который станет драйвером диверсификации региональной экономики, — сообщил первый заместитель губернатора ХМАО-Югры Алексей Забозлаев.
Там, где недавно была непроходимая тайга, предстоит разместить несколько крупных производств. Общие вложения в создание инфраструктуры особой экономической зоны составят около двух с половиной миллиардов рублей. К настоящему времени уже выполнено техническое присоединение объекта к электрическим сетям, завершается подведение центрального водоснабжения, идет устройство земельного и дорожного полотна.
Одним из первых резидентов ОЭЗ «Нягань» станет АО «Югорский лесопромышленный холдинг». В планах компании — строительство здесь современной мебельной фабрики. Ее ввод в эксплуатацию (предположительно — в 2026–2027 годах) станет еще одним этапом на пути развития глубокой переработки древесины в регионе. Новое производство позволит создать до двухсот рабочих мест.
Строительство ОЭЗ в Нягани имеет большое значение для экономики автономного округа: новая промышленная площадка позволит диверсифицировать его экономику, внедрить в регионе передовые технологии и сформировать еще один центр социально-экономического развития. Эксперты называют эту территорию точкой роста западной части Югры.
Фото: АО «Югорский лесопромышленный холдинг», vk.com/sovrnhmao, svzd.rzd.ru